Явлений такого масштаба никогда не наблюдалось, и они свидетельствуют о том, что на долговых рынках может возникнуть новая кризисная ситуации: такая доходность гособлигаций указывает на реальную угрозу дефолтов. Тем не менее, на этом фоне мы наблюдаем возвращение доверия к экономике региона, что выглядит почти сюрреалистически.
Между тем, негативных сигналов очень много. Так, спрос растет во всей мировой экономике, но, вероятно, он снова почти полностью зависит от повышения уровня госдолга. Финансовый кризис должен был раз и навсегда взорвать кредитный пузырь, но существует очень мало признаков такого развития событий. Рост государственной задолженности приостановился. Тем не менее, сейчас Объем государственного долга только стран G7 вырос почти на 40 процентных пунктов, до примерно 120% их ВВП с начала кризиса, в то время как в глобальном масштабе общий долг частного нефинансового сектора вырос на 30%.
Один за другим все основные центральные банки присоединились к печатанию денег. Сначала это была Федеральная резервная система США. Потом банк Англии, а позже Банк Японии. В последнее время – это Европейский центральный банк. Теперь даже Народный банк Китая рассматривает нетрадиционную денежную поддержку покупки облигаций. Все, чтобы удержать экономическое развитие в прежних рамках. Это то, что Крис Уэйтинг из консалтинговой компании Longview Economics назвал «философией спроса на любой ценой». Таким образом, кризис, вызванный огромными госдолгами, получил новую поддержку. Что будет дальше, можно только догадываться.
Отрицательные ставки в экономике в долгосрочной перспективе ведут к возникновению больших дисбалансом и как следствие увеличению рисков финансовой и макроэкономической устойчивости, соглашается аналитик ИК TeleTrade Александр Егоров. Дело в том, объясняет он, что отрицательная доходность не стимулирует вложения в реальный сектор экономики, а способствует лишь вложениям в финансовые инструменты. Кроме того, из-за этого банки вынуждены давать кредиты населению и бизнесу фактически себе в убыток, что в будущем опять создает необходимость периодической поддержки банковского сектора.
Главная же опасность в том, что нулевая и тем более отрицательная доходность долговых бумаг способствует наращиванию долговой нагрузки - это четко видно на примере США или Швейцарии. Все это может привести к тому, что даже циклический спад в экономике обернется крайне негативными последствиями на финансовых рынках, что может привести уже у неконтролиуемому системному кризису.
«Думаю, нет оснований столь негативным образом оценивать перспективы экономической политики мировых мегарегуляторов, устанавливающих отрицательные процентные ставки», – возражает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Вероятность дефолтов, по его мнению, это слишком громко сказано. Если разобраться с причинами, по которым центральные банки вынуждены прибегать к столь радикальным мерам экономической поддержки, можно прийти к выводу – поступи они иначе, экономике пришлось бы сложнее.
Смысл отрицательных процентных ставок заключается в том, что центральные банки разных стран стремятся стимулировать коммерческие банки размещать временно свободные денежные средства не на корреспондентских счетах в ЦБ, а направлять их в реальную экономику в виде инвестиций. Поскольку для КБ привлекательность подобной инициативы не столь очевидна, ведь им предлагают сменить объект инвестирования с надежного и предсказуемого счета в ЦБ на ненадёжный и непредсказуемый рынок, ставки устанавливаются ниже нуля. В этом случае, если кредитор по-прежнему хочет держать средства на счетах ЦБ, за это придется платить. Соглашаются на это немногие, а поэтому больше средств уходит в реальный сектор, активизируются процессы кредитования и стимулируется потребительская активность.
В качестве негативных последствий агрессивного экономического стимулирования можно обозначить рост инфляционного давления и ослабление валюты, но, указывает Деев, самое интересное, что страны, которые прибегают к отрицательным ставкам именно в этом и нуждаются больше всего. Ярким примером выступают Япония, еврозона и Швейцария.
Распечатать