Между тем, Греция до сих пор не предоставила кредиторам плана реформ, и кредит на 7,2 млрд евро остается под большим вопросом. ЕС требует от Греции реформы рынка труда и пенсионного страхования, которое обходится властям в 17,5% от ВВП. Это самый высокий показатель в ЕС. При этом у страны явно назревают большие проблемы: по данным западных СМИ, уже сейчас власти должны выплатить 1,7 млрд евро пенсий и зарплат, а также 770 млн евро МВФ. Страна технически может задержать платеж МВФ, но это будет первый случай, когда развитая страна допустила подобное. Общий долг Афин на сегодняшний день составляет порядка 320 млрд евро.
Так что отсутствие внятного плана, который может защитить Грецию от дефолта и даже привести к выходу из еврозоны, создает для страны огромную неопределенность, дестабилизирующую ее экономическое положение и угрожающее восстановлению. Однако сроки сделки между Афинами и кредиторами, скорее всего, станут зависеть от того, когда у Греции закончатся деньги и она больше не сможет позволить себе противостоять требованиям кредиторов. Когда это произойдет – пока еще непонятно. Сейчас на рынках возобладало мнение, что сделка между сторонами будет достигнута после долгих душевных терзаний и грызни - как и в прошлом.
Это заметно по рыночной ситуации. Хотя инвесторы рынка облигаций считают, что вероятность дефолта Греции выросла за последние несколько недель, опасения такого развития событий гораздо менее сильны, чем они были в 2012 году. Процентная ставка по трехлетним облигациям Греции составляет около 28%, это ниже на 120%, чем она составляла три года назад, когда опасения по поводу grexit из евро были наиболее высоки. Одним из факторов, который может ускорить сроки заключения сделки будет то, что греки начнут выводить свои деньги из банков в массовом порядке. Это создаст угрозу коллапса для банков, что вынудит правительство поторопиться со спасительными действиями.
Основной вопрос предстоящего саммита - получит ли Греция последние 15 млрд евро из пакета помощи, указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Деньги очень нужны Афинам, президент Ципрас неоднократно просил ускорить решение данного вопроса. Вот-вот произойдет столкновение интересов: ЕС хочет увидеть стратегию и лишь потом предоставить доступ к деньгами, Афины хотят только доступа к кошельку. Эти разногласия вполне способны привести к выводу Греции за пределы еврозоны, и тогда ей грозит обнищание, дефолты и распродажа оставшегося имущества. Этот вариант маячит на горизонте более семи лет, но со временем становится все более реалистичным.
Все это происходит на фоне того, что ВВП Греции сократился с 226,2 млрд евро в 2010 году до 179 млрд в 2014 году, напоминает глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина. В прошлом году экономика страны показала небольшой рост на 0,8%. За прошедшие пять лет грекам удалось сократить бюджетный дефицит с 15,6% до 3,5% ВВП. Тем не менее, долговая нагрузка выросла с 126,8% ВВП до 177,1% ВВП. Состояние финансовых индексов улучшилось, но реальная экономика по-прежнему очень слаба. Настрой бизнеса и деловых кругов страдает от неопределенности. Пока политическая ситуация и кризис ликвидности не будут разрешены, сохраняется риск скатывания страны в новую рецессию.
И все же велика вероятность того, считает эксперт, что по итогам сегодняшних переговоров ключевые решения так и не будут приняты. Риск частичного дефолта Греции выглядит очень существенным. Дело в том, что между сторонами существуют сильнейшие разногласия. Как греки, так и руководство еврозоны связаны противоположными обещаниями своим электоратам. Партия Сириза, пришедшая к власти в Греции в январе, своей управленческой неопытностью и попытками поставить Европе ультиматум вызывает крайне негативную реакцию со стороны кредиторов, которые теперь ужесточили требования к греческому правительству, требуя конкретики по экономическим реформам.
Другой вопрос в том, повлечет ли дефолт Греции ее выход из еврозоны. У страны уже есть опыт реструктуризации долга частных держателей облигаций. Сейчас, конечно, ситуация несколько иная: речь идет об официальных кредиторах, статус этих платежей на порядок выше. Пока ЕЦБ продолжает предоставлять ликвидность греческим банкам, положение дел в стране находится более-менее под контролем. В случае дальнейшего обострения кризиса у греческого правительства есть еще несколько инструментов. В частности, вместо платежей гражданам оно может выпустить долговую валюту IOU и ввести ограничения на движение капитала. Однако, заключает Елизавета Белугина, если события примут такой оборот – фактически со второй валютой в обращении помимо евро – выход из еврозоны станет как никогда реальным сценарием.
Распечатать