Так, в марте промышленное производство выросло на 5,6% по сравнению с годом назад, это его самый низкий подъем с конца 2008 года. Розничные продажи в марте выросли на 10,2%, это их самый медленный рост почти за десять лет. Внешняя торговля испытывает на себе воздействие падения объема зарубежных покупок признаки ослабления спроса на дома. Экспорт товаров в стоимостном выражении увеличился только на 5% в первые три месяца года, в то время как импорт упал на 17% под давлением снижением мировых цен на нефть и других сырьевых товаров. Рынок жилья продолжает бороться со спадом цен на недвижимость.
Вчера глава КНР Ли Кэцян на форуме китайских экономистов заявил, что экономические показатели в первом квартале достаточной сильны, так как «поддерживают довольно большое количество рабочих мест, и доходы населения растут». С другой стороны, указал он, «мы должны понимать, что экономическое давление действительно продолжает расти». «Некоторые из наших традиционных источников поддержки экономики иссякают, хотя есть и ряд вновь возникающих драйверов, некоторые из которых обещают бурный рост».
Это действительно так. Например, онлайн-продажи товаров в КНР увеличились на 41% в первом квартале, и сейчас составляют около 9% всех продаж потребительских товаров в Китае. В своем выступлении Ли подчеркнул, что правительство будет упорно поддерживать планируемые хозяйственные и финансовые реформы, несмотря на замедление роста экономики. «В нашем арсенале еще есть много политических инструментов, и самый большой инструмент – это реформы», – отметил он.
На сегодняшний день ключевой проблемой Китая в плане экономического роста является то, что изменение модели роста происходит не так быстро как предполагало правительство, говорит аналитик ИК TeleTrade Александр Егоров. До 2012 года китайская экономика росла темпами более 8.5% в год в основном за счет быстрого роста экспорта. Теперь же, когда мировая торговля значительно сбавила темпы роста, Китай вынужден менять модель и перестраиваться на внутреннее потребление. Однако масштабы экономики и огромное население не позволяют это сделать в сжатые сроки, поэтому как минимум в ближайшие 2-3 года еще темпы роста будут несколько ниже, в предыдущие периоды.
По мнению эксперта, переориентация на внутренний спрос в КНР позволит решить множество проблем, в первую очередь увеличить уровень жизни и снизить социальную напряженность в неблагополучных регионах. Для этого, вероятнее всего, доходы населения необходимо будет увеличить уже в текущем года на 12% и еще примерно на столько же – в следующем году.
Подъем китайской экономики уже давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, отмечает, в свою очередь, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Даже в кризис 2009 г. темп роста китайского ВВП всего лишь замедлился с 13 до 6%. При этом ВВВП Китая второе в мире – 9,2 трлн долларов. Но с 2010 г. темпы роста ВВП Китая устойчиво снижаются, и достигли самых низких значений за 5 лет. При этом показатель ВВП на душу населения устойчиво растет, за 8 лет он удвоился, что говорит об интенсивном развитии экономики, и чем не могут похвастаться другие страны G-20.
В дальнейшем экономика Китая будет расти, но меньшими темпами – по прогнозам Ващенко, снижение прироста ВВП до 4% к 2020 г. Многое будет зависеть от инфляции, в январе мы наблюдали ее неожиданное падение. Если через год Китай столкнется с дефляцией, темпы роста ВВП будут сокращаться сильнее и раньше, чем это предполагает консенсус-прогноз. Первый шаг в борьбе с этим явлением сделал ЦБ Китая, смягчив режим валютного курса и ослабив привязку юаня к доллару. Пока это не дает ожидаемого эффекта, но тем не менее, в 2015 г. китайской экономике ничего не угрожает. По прогнозам эксперта, к концу года инфляция в КНР составит 1,3%, прирост ВВП – 6,8%.
Распечатать