В Республике Беларусь ужесточили наказание за нарушение правил ввоза-вывоза или неточное декларирование авто - для того, чтобы местные граждане не ездили на нерастаможенных литовских автомобилях. Но от этого страдают и граждане других государств, а не только белорусы.
Для того, чтобы авто конфисковали и выписали миллионный штраф, не обязательно быть злостным нарушителем. Для этого достаточно запутаться в неоднозначных формулировках белорусских законов. Это может коснуться каждого, кто решит пересечь именно белорусскую границу - например, в связи с напряженными отношениями России и Украины.
Просрочена дата вывоза автомобиля на несколько дней, автомобиль передан другому водителю, неточно заполнена декларация - за подобные мелкие нарушения, даже при смягчающих обстоятельствах или при наличии положенных в таких случаях документов, вас могут не только лишить транспортного средства, но и наложить таможенную пошлину в размере около 30 тысяч долларов.
Въезжающие граждане, конечно же, и не подозревают о том, с чем они могут столкнуться. Хотя, подобное случается постоянно, такие дела вызывают резонанс, по ним идут долгие судейские разбирательства, но большинство нарушителей понимают, что это случилось именно с ними, только в момент конфискации самого авто. В чем же проблема?
Таможенники говорят, что разъяснять законодательство не входит в их обязанности. Мол, незнание закона не освобождает от ответственности. Но ознакомиться со всеми требованиями и тонкостями правил ввоза-вывоза товаров, действующими в республике Беларусь, можно разве что с помощью белорусского юриста.
Более того, раньше, предупреждение о запрете передачи транспортного средства другим лицам без соглашения таможенного органа было размещено в самой таможенной декларации, которую заполнял водитель при въезде, однако, в последнее время даже эта информация пропала оттуда. Кому это выгодно?
Согласно указаниям президента Лукашенко белорусская таможня в своей деятельности должна делать упор на содействие экономике страны, конфискованные автомобили и таможенные платежи идут в белорусскую казну.
Может быть поэтому, якобы следуя букве закона, судья принимает решение конфисковать авто, даже при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных белорусским же законодательством?
Некоторые автомобили продаются таможенниками еще до решения суда. Так в прошлом году произошло с автомобилем Jeep Cherokee гражданки Польши Терезы Стшелец. В отношении ее был начат административный процесс по ст.14.7 КоАП. В итоге суд постановил, что автомобиль должен быть возвращен владелице, но еще до начала судебного процесса таможенники продали машину.
Затем они заявили о готовности вернуть деньги за автомобиль, но одновременно потребовали от гражданки Польши заплатить 173,3 млн рублей (12 тысяч долларов) - это штраф за то, что транспортное средство не было вывезено в установленном порядке и в установленный срок c территории Республики Беларусь, и пени за его невыплату. Тереза Стшелец отказалась платить и белорусская сторона аннулировала ее визу, не разрешив выехать из страны. Конфликт вышел на межгосударственный уровень: посольство Польши направляло в белорусский МИД дипломатическую ноту о судьбе задержанной. Затем власти Беларуси сняли ограничения на выезд гражданки Польши из страны. Почти такая же история чуть позже произошла с еще одной гражданкой Польши и ее Toyota Corolla.
bel2
К сожалению, далеко не все автомобили возвращаются к владельцам в случае недоразумении. А отследить куда и кому продаются конфискованные автомобили, по явно заниженной цене, практически невозможно. Учитывая какие авто фигурируют в этих делах, ими вряд ли заинтересуется простой белорусский гражданин.
Только за последний год на штраф-площадку из-за нарушений схем ввоза-вывоза, попали раритетный Citroёn C7 1937 года выпуска, конфискованный у жителя Франции, Lamborghini Gallardo Spyder49 и даже Rolls Royce Phantom бизнесмена из Азербайджана. И это не говоря уже о простых автомобилях типа Range Rover и Toyota Land Cruiser, конфискованных у украинцев.
rolls
Слишком похоже на коррупционную схему, что кто-то просто пополняет таким образом свой автопарк, получая редкие автомобили на заказ за бесценок. Но это чрезвычайно благоприятные условия для появления такой схемы.
Возможно кто-то усомнится, что в Республике Беларусь может происходить подобное. Но совсем недавно белорусское КГБ раскрыло коррупционную схему на Ошмянской таможне, участниками которой являлись около 20 должностных лиц, а прибыль от преступных действий исчислялась миллионами долларов.
Станут ли когда-нибудь требования ввоза-вывоза прозрачными и понятными для обычных граждан - неизвестно. А пока похоже, что главная задача белорусских таможенников - содействовать экономике страны любыми способами, даже пополняя государственную казну за счёт незнания тонкостей законодательства гражданами другим стран.