В России с 12 апреля начали действовать новые тарифы по ОСАГО. В среднем полис для автовладельца подорожает примерно на 40% и составит от 3 432 до 4 118 рублей вместо 2 440 - 2 574 рублей. При этом в 4 раза - до 20% - расширяется тарифный коридор, в рамках которого страховщики смогут конкурировать и устанавливать свою окончательную стоимость полиса ОСАГО.
Центробанк также повысил территориальные коэффициенты по ОСАГО на 11 территориях страны: в Ленинградской области, Дагестане, Забайкальском крае, Тыве, Ингушетии, Чеченской Республике, Еврейской автономной области, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и на Байконуре.
Как отмечают Новые известия, рост стоимости полиса ОСАГО особенно сильно ударит по молодым водителям, к которым применены повышающие коэффициенты, увеличивающие стоимость страховки более чем в 1,5 раза. Это относится как к водителям со стажем менее 3 лет, так и к тем, чей возраст составляет менее 22 лет.
Страховщики уверяют, что повышение тарифов пойдет всем лишь на пользу. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), увеличение общего объема выплат за вред жизни и здоровью, согласно новому закону об ОСАГО, вступившему в силу с 1 апреля, может достичь 40 млрд рублей в год, в то время как сегодня этот показатель, по расчетам экспертов, составляет менее 2 млрд рублей.
В то же время миллионы автовладельцев убеждены, что повышение тарифов является не чем иным, как плохо замаскированным грабежом, не имеющим к тому же законных оснований. Такую точку зрения отстаивал в разговоре с НИ Виктор Похмелкин, председатель общероссийского Движения автомобилистов России, экс-депутат Государственной думы. Для повышения базовой ставки нет правовых оснований. Статья 8 Закона об ОСАГО предполагает, что 80% денег, собранных с автовладельцев, должны тратиться на выплаты при наступлении страховых случаев. Однако наши страховщики тратят не более 60% по итогам прошлого года, - сообщил эксперт.
По мнению экспертов, повышенные страховые сборы с автовладельцев приведут к дальнейшему развитию теневого рынка полисов - когда используются схемы покупки бланков ОСАГО без заключения договора страхования.
Проиграть от пересмотра тарифов могут и сами страховщики: в связи с ростом стоимости полисов увеличится вероятность мошенничества в данной области. В крупных городах популярность фальшивых полисов ОСАГО в последние годы снижается, однако в регионах после повышения ставок можно ожидать увеличения уровня мошенничества, связанного с продажей липовых документов, - предполагает первый вице-президент группы компаний АвтоСпецЦентр Алексей Тузов.
Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова не согласна с таким мнением: Стоимость поддельного бланка ОСАГО может составлять тысячу рублей и выше, в зависимости от жадности мошенников. Но кроме того, что в случае аварии автомобилисту с левым полисом придется оплачивать ремонт самостоятельно, он рискует попасть под уголовную ответственность по статье 327 УК РФ за использование подложного документа. Это означает, что судом может быть избран как штраф, так и обязательные или исправительные работы или даже арест сроком до 6 месяцев. Это, по идее, должно отпугнуть добропорядочных автомобилистов от нарушения законодательства, - сказала она НИ.
По мнению адвоката и вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, необходимо добиваться, чтобы страхование было добровольным: Потому что сейчас, притом что тарифы задрали до неба, через полгода ожидается их очередное повышение, - заявил он газете.