Парадоксально, но в этот же период доля семей, которые владеют акциями в США, по данным ФРС, упала до 48,8% в 2013 году с 53,2% в 2007 году. «Дивидендный доход был настолько силен отчасти потому, что рост заработной платы был настолько слаб, - говорит Марк Занди, главный экономист Moody's Analytics. – Любой рост производительности труда идет на выплату доходов корпораций и акционерам».
Высокие цены на акции помогли обогатить часть американских семей, стоимость их чистых активов выросла в четвертом квартале до максимальных 82,9 трлн долларов. Но это благо не коснулось многих домохозяйств. В США менее чем 30% малообеспеченных семей инвестируют в акции, по сравнению с 92% самых богатых американских семей, согласно данным сентябрьского опроса ФРС.
Впрочем, есть мнение, что происходящее – вполне нормально. Так, по словам Майклу Шаоула, главного исполнительного директора Marketfield, разрыв между заработной платой и динамикой акций с 2009 года отчасти является статистической иллюзией, отражающей тяжесть «медвежьего рынка» и того, как мало зарплаты упали в период кредитного кризиса.
По его мнению, ряд факторов свидетельствует о том, что сотрудники компаний получают не так уж мало и зарплаты их растут стабильно и адекватно рынку. Показательны последние статистические данные: в прошлом месяце зарплата американцев в среднем выросла на 0,3% в месячном и на 2,1% - в годовом исчислении.
Пока мягкая монетарная политика в США стимулирует рост фондового рынка, так как в экономике, условно говоря, много «дешевых денег». В результате, отмечает ведущий аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко, несмотря на низкую официальную безработицу, инфляция заработных плат также остается низкой – проще говоря, не растут доходы населения.
Эксперт не считает, что раскорреляция динамики S&P 500 и роста зарплат - серьезная угроза для экономики США. Другое дело, что из-за падения доходов населения экономика рискует столкнуться с мощным снижением потребительского спроса, который традиционно является драйвером роста американского ВВП. Особенно важно то, что зарплаты тех 80% трудоспособного населения США, которые относятся к «производственному» классу, снижаются. Тот двухпроцентный рост зарплат, который наблюдается в последнее время, обеспечивается только за счет и без того «богатых» 20% населения, занимающих руководящие должности.
И в самом деле, не стоит все упрощать, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Финансовая система США слишком сложна, чтобы можно было выстраивать прямые параллели между ростом стоимости акций крупнейших компаний и доходами населения, считает он. Во-первых, не ничего удивительного, что часть доходов компаний расходуется на выплаты акционерам - это как раз один из стимулов к росту стоимости акций, во-вторых, прибыль компаний расходуется также на развитие производства, инвестиционные программы, выплату заработных плат, налоги, погашение задолженностей...
Тот факт, что доходы населения растут медленнее, чем капитализация крупнейших компаний, связан в первую очередь с традиционно для США очень непростой ситуацией на рынке труда. Довольно интересно отметить, что сейчас во многом благодаря компаниям из S&P 500 растет уровень предложения новых рабочих мест. В марте их было создано 126 тысяч, что для 2,4-миллионной армии безработных, конечно, недостаточно, но сейчас в США уровень безработицы снизился до уровня 5,5%. Если говорить о ситуации, в которой финансовый сектор начинает жить своей жизнью, в отрыве от реального сектора экономики, то образование так называемых «пузырей» для экономики США - это почти нормальная практика, уверен эксперт.
Уровень безработицы в США сохранился в марте на уровне 5,5%. По официальным данным, это минимальное значение за последние семь лет. За истёкший месяц в стране было создано 126 тысяч рабочих мест, что почти в два раза меньше, чем предсказывали аналитики. Примеров множество: это и ипотечный кризис 2007 года, и «пузырь доткомов», лопнувший 2000 года... Ничем хорошим, конечно, такие ситуации для экономики не оборачиваются, однако, заключает Артем Деев, несмотря на тяжесть последствий, экономика США слишком мощная, чтобы не восстановиться в последующие годы.
Мягкая монетарная политика Центробанков стимулирует рост фондового рынка, так как в экономике, условно говоря, много «дешевых денег». Но, отмечает ведущий аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко, несмотря на низкую официальную безработицу, инфляция заработных плат также остается низкой – проще говоря, не растут доходы населения. Особенно важно, что зарплаты тех 80% трудоспособного населения США, которые относятся к «производственному» классу, снижаются. Тот двухпроцентный рост зарплат, который наблюдается в последнее время, обеспечивается только за счет и без того «богатых» 20% населения, занимающих руководящие должности. В результате американская экономика рискует столкнуться с мощным снижением повседневного потребительского спроса, который традиционно является драйвером роста американского ВВП. Сможет ли в такой ситуации выстоять фондовый рынок - большой вопрос.
Распечатать