Правительство России порекомендовало РЖД субсидировать пригородные перевозки за счет налога на имущество. Соответствующие меры предложил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о долгосрочной модели организации пригородного сообщения. Об этом пишет газета Ведомости.
В 2013 г. РЖД заплатили 8,3 млрд руб. налога на имущество в региональные бюджеты из 28 млрд руб. начисленных налогов на имущество. Этого хватит, чтобы покрыть убытки РЖД от пригородных перевозок, отмечает он. В 2013 г. льгота для РЖД по налогу на имущество отменена, - пишет издание.
Это, как ожидается, позволит решить проблему убыточности пригородных перевозок. На данный момент, только за 2013г. они принесут 25 млрд. руб. убытка. В середине марта правительство одобрило концепцию Минэкономразвития по развитию пригородного сообщения, в которой ставится под сомнение целесообразность существования электричек во всех субъектах, кроме Москвы и Петербурга.
Документ, по данным газеты Коммерсантъ, предполагал сохранение за федеральным бюджетом субсидирования железнодорожной инфраструктуры, а за регионами - долгосрочного заказа на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). При этом концепция впервые закрепляла за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения.
По словам собеседника Коммерсанта, Минэкономразвития предлагало регионам пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения - автобусы. Если регион захочет полностью отказаться от пригородных поездов, то ему потребуется согласовать этот шаг с Минтрансом. Первым кандидатом на тотальную высадку из электричек власти называли Забайкалье.
До этого принимались и другие решения. Так, в конце 2013г. РЖД решили, что ППК будут заключать договоры на перевозки с регионами. В них должны были прописываться объемы и сроки, на которые хватало бы средств в областных бюджетах.
Однако, Государство не могло допустить сокращения пригородных перевозок – это могло обернуться социальным взрывом, - заявлял газете Ведомости гендиректор агентства Infoline-аналитика Михаил Бурмистров. По его словам, в некоторых регионах транспортная доступность приблизилась к критической. Правительство не только придумало, как помочь регионам с платежами за пригородные перевозки, но и продолжит субсидировать их из федерального бюджета. В новой концепции развития пригородных перевозок поддержка из федерального бюджета (25 млрд руб.) сохранится до 2030 г. С 2016 г. государство планировало отменить субсидии, - пишет издание.