Почему Skoda пока не определилась с датами запуска новых моделей в России, зачем часть рабочих завода в Калуге переехали в Европу и от чего зависит повышение цен на модели, в интервью «Газете.Ru» рассказал директор региона Россия – СНГ компании Skoda Auto Мирослав Кроупа. Руководство компании называет происходящее в России «головной болью», но верит в полное восстановление авторынка
Мировые продажи чешской марки Skoda, входящей в Volkswagen Group, по итогам 2014-го года увеличились на 12,7% и составили 1 037 200 единиц. В минувшем году операционная прибыль компании увеличилась сразу на 56,5%, достигнув уровня 817 миллионов евро. В 2015 году Skoda планирует продолжить рост, представив новые модели. Однако когда они, наконец, доберутся до России пока остается загадкой. Именно положение компании на российском рынке стало одним из самых обсуждаемых во время ежегодной отчетной пресс-конференции Skoda в Млада-Болеславе. По итогам года чешской марке удалось продать в России 84 437 машин, что на 3% меньше, чем в 2013-м. Экономическое положение нашей страны, которое все еще остается неопределенным, мешает компании прогнозировать свои продажи и определить подходящее время для премьер. Ответственный за продажи и маркетинг член Совета директоров Skoda Auto Вернер Айхорн честно назвал творящееся на российском авторынке настоящей головной болью для компании, но отметил, что верит в его скорейшее восстановление. «Из-за продаж нам приходится урезать производство, — сказал Айхорн «Газете.Ru». — Но с другой стороны мы верим, что российский рынок вернет свои позиции и восстановится. Из-за состояния рынка и колебаний курса рубля нам пришлось скорректировать планы по выпуску новых моделей. Сейчас мы решаем, когда наступит время для вывода премьер, мы полностью готовы к запуску нового Superb и Fabia, но нам нужно немного больше времени для того, чтобы определиться». Более подробно на вопросы «Газеты.Ru» ответил директор региона Россия – СНГ компании Skoda Auto Мирослав Кроупа. — Господин Кроуаа, на фоне колебаний курса рубля, какой ценовой политики будет придерживаться Skoda, есть ли какая-то финальная точка, выше которой цены уже не будет подниматься? — Когда рубль упал, повышения цен было не избежать. Но никто не делал этого пропорционально. За исключением нескольких компаний. Так, мы видим, к чему это привело компании Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroen. Нужно повышать цены настолько, насколько это позволяет рынок, конкуренты и клиенты. Но как найти этот баланс никто не знает. — Каков бы курс евро был бы для вас приемлем для того, чтобы начать работать в нормальном режиме и начать выводить новые модели, которые до сих пор откладываются? — 55-58 рублей за евро. Это реальный курс, который отвечает российской экономике. Но многое также будет зависеть от политики и того, насколько будут повышать цены конкуренты, от уровня инфляции. С октября по декабрь на рынке царила паника, и самое плохое, что произошло – это рост цен. Сейчас у людей не будет столько денег, как раньше, зарплаты не будут повышаться пропорционально инфляции, а банки будут весьма осторожны с процентными ставками. — То есть, если евро будет стоить до 58 рублей включительно, то цены вы повышать не будете, а если, к примеру, уже 60, то цена вырастет? — Да, именно так. — Как часто происходит анализ изменения экономической ситуации? — Сначала мы считаем цены на материалы, а потом определяем, сколько будет стоить автомобиль. Мы реагируем на изменение курса, на наших конкурентов. Автомобили, это не iPhone, маржинальность у которого 40%. У автопроизводителя в лучшем случае это 10%, в худшем 2-3%, а в самом плохом варианте — идет минус. — Как будет корректироваться предложение? Ожидаете ли вы, что на базовые версии будут спрос больше, поскольку люди будут экономить? — В кризис 2008-го года была такая тенденция, что люди заказывали больше базовых версий. Этот тренд мы видим и теперь. Большинство клиентов сейчас больше покупают Rapid, а не Octavia. Поэтому сейчас мы действительно производим больше базовых версий. Но когда ситуация улучшится к 2015-1016-м году, люди непременно захотят покупать более продвинутые модели. — А в случае, если раньше человек хотел Octavia, но денег на желаемую версию перестало хватать, что он сделает — купит более дешевую комплектацию или купит Rapid в более богатом оснащении? — Если говорить с точки зрения компании, то по марже для нас было бы лучше, чтобы клиент купил более дорогой Rapid. Но в России хотят демонстрировать свой статус, ездить на больших автомобилях, поэтому, думаю, что Octavia даже в базе будет более привлекательна даже с точки зрения дизайна. Мирослав Кроупа, директор региона Россия – СНГ компании SKODA Auto