В ночь на четверг в Охотском море потерпел крушение большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток». По последним данным, погибли 54 человека, еще пятнадцать моряков до сих числятся пропавшими без вести.
Судно было исправно, капитан опытный, на путину сельди и минтая выходил не в первый раз. Что же стало причиной ЧП? На этот вопрос нам попытался ответить президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
- Вы знаете, в прессе высказываются предположения, что, якобы была ошибка капитана. Но в то же время в последнее время появилась информация о том, что имело место столкновение со льдиной. Я бы пока даже не рассматривал эту версию по поводу ошибки капитана, который, якобы, там ошибся, выбирая трал или еще что-то такое. Эти пароходы достаточно устойчивые для того, чтобы не утонуть от выборки трала, даже если там была какая-то ошибочная вещь произведена. А вот столкновение со льдиной – это вещь достаточно распространенная, вполне реальная и по сезону, и по месту нахождения судна, и посадка, на которой ловят вообще в нашем регионе. Мы можем тут обратиться к истории мореплавания. В 1983 году погибла «Нина Сагайдак» в Арктике именно из-за того, что была затерта льдами. В 1989 году «Максим Горький» в Арктике – это наш пассажирский флагман Советского Союза – на большой скорости столкнулся со льдиной. Правда, там никто не погиб, слава богу, и все были спасены. Но факт имел место – судно получило крен и большой ремонт, и большие расходы на ремонт были. Много было других мелких случаев, которые можно приводить и приводить. И рыбаки, которые в это суровое время рыбачат в Охотском море, они, конечно же, имеют эти столкновения. Может быть, не все они заканчиваются трагически, но то, что вот это реальная жизнь, это повседневная жизнь моряка – это факт, - сказал Осичанский в эфире радио «КП».
- Петр Иванович, а как быстро можно будет установить причину крушения? Я вот знаю, что у самолета есть черные ящики, а у судов как?
- У судов нет никаких черных ящиков. Мне даже странно, почему судно не успело дать SOS – не знаю причин. Судно очень быстро затонуло, но быстрота затопления судна уже не удивительна, если мы вспомним гибель теплохода «Адмирал Нахимов» в Черном море в 1986 году, когда погибло 423 пассажира. Огромное пассажирское судно, которое досталось нам по репарации от немцев, затонуло за 8 минут. Поэтому меня не удивляет, когда суда гибнут, не успев даже дать SOS. Вы говорите, как быстро установить причину? Ну, никто ящиков искать не будет и пароход, я думаю, тоже никто доставать не будет – я не знаю, какая там глубина, но я думаю, что очень глубоко. И поэтому, скорее всего, можно будет причину установить только после тщательного детального расследования, когда будут допрошены все члены экипажа. И желательно, чтобы среди них было как можно больше тех людей, которые в этот момент несли вахту на мостике, в машине, еще где-то, в рыбном цеху кто-то был. Эти люди дадут информацию и по крупинкам сложив эту информацию, можно будет выйти на какие-то выводы и предположения делать. А сегодня все это гадание на кофейной гуще.
- Если бы вы участвовали в опросе выживших членов экипажа, вы бы какие вопросы им задали? О чем вам, как профессионалу, хотелось бы узнать, чтобы прояснить картину?
- Я хотел бы узнать, во-первых, какая была ледовая обстановка? Что в это время было с судном? С какой скоростью оно двигалось? Как часто были мелкие или там какие угодно столкновения со льдинами? Ну, не все же заканчивается дырками трагическими, некоторые столкновения просто происходят, да и все. Я бы узнал, кто стоял на мостике, кто нес вахту, какой был профессиональный опыт и опыт не только по рыбалке, а плавания во льдах? Я бы обязательно выяснил техническое состояние судна. Истинное техническое состояние. То есть, какие толщины корпуса судна, в каком состоянии находились водонепроницаемые переборки. Я бы выяснил, что, если было столкновение, и моряки это знали, в каком месте это столкновение было и где эта пробоина могла образоваться. То есть, сколько воды могло влиться и куда она стала распространяться. И масса других еще профессиональных вопросов, которые бы я задал. Да, я бы обязательно еще выяснил, были ли закрыты водонепроницаемые закрытия, которые существуют. Например, там двери с палуб, в цеха рыбные или еще там в какие-то помещения, чтобы, если бы получили крен, вода чтобы не хлынула вот в открытые помещения. И, конечно бы, я бы выяснил, какую технологическую операцию в это время проводили на судне. Потому что вот то, что говорят о трале или там якобы мол, он мог быть одной из причин, - ну, может быть, косвенной какой-то или сопутствующей причиной что-то могло быть, в том числе и выполнение какой-то технологической операции. Я бы выяснил, были ли какие-то повороты до этого или были моменты... Здесь вопросов на самом деле очень много.
- Петр Иванович, тот человек, которому принадлежит это судно, несет ответственность или нет? Он будет допрошен? Там понятно, кто владел судном?
- Я думаю, что судовладельца вы легко можете определить в интернете – и фамилия, имя и отчество хорошо известно его. Конечно же, будет опрошен, безусловно. Он должен будет очень тщательно опрошен, поскольку есть масса вопросов, связанных, например, с техническим состоянием судна, что за кадры он набирал, почему на судне оказалось свыше 50 человек иностранцев, каким образом они были приняты на борт судна, если судно, уходя из Владивостока 4 января, имело на борту российский экипаж в количестве 60 с лишним человек. А откуда взялись остальные? Где их посадили? В открытом море или в каком-то иностранном порту? В каком иностранном порту? По каким контрактам они были оформлены? Имели ли они рабочие визы? Здесь очень много вопросов для Следственного комитета.
- Петр Иванович, говорят, капитаны траулеров впадают в азарт во время рыбалки, соревнуясь друг с другом, если рыба идет. Что это означает на практике?
- Ну, если вы хоть раз на берегу с удочкой стояли...
- Я заядлый рыбак, да.
- Ну, тогда вы понимаете, что такое азарт. Когда рыба прет, так она прет, безусловно. Я только не вижу связи между азартом и аварией. Ну и что, ну впали они в азарт, и что?
- То есть, перегрузить траулер было тяжело рыбой?
- Вы знаете, я не рыбацкий капитан и я не могу технологию рассматривать так тщательно, как это могли бы сделать другие специалисты, но все-таки я считаю, что эта операция вряд ли могла только быть причиной...