Рубль ожидает новая встряска?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Рубль ожидает новая встряска?

Министр финансов Антон Силуанов сделал заявление, которое вновь может ослабить рубль. Он сказал, что Минфин возобновит покупку валюты для пополнения резервов. В начале года после точно таких его слов курс рубля резко пошел вниз. Вряд ли и сейчас удастся избежать этого же.

Минфин закупает на рынке доллары, тратит на это рубли, доллары кладет в резервные фонды. На рынке образуется больше рублей и меньше валюты. Поэтому рубль дешевеет. Ситуацию усугубляет то, что резервные фонды номинированы в иностранных ценных бумагах. То есть, находятся за пределами нашей экономики и на нее не влияют до поры. Они «стерилизованы», как выражался создатель этого механизма, министр финансов Алексей Кудрин. Следовательно, эта долларовая масса, которая могла бы «давить» на курс и укреплять рубль, на нее не давит и курс не укрепляет.

Силуанов объяснил: смысла покупать доллары для резервных фондов дороже, чем за 36 рублей, нет. Курс доллара вырос в два приема, сначала после заявления ЦБ о том, что Банк России уводит рубль в «свободное плавание», потом — после упомянутого заявления Силуанова. И Минфин, начав скупку валюты, быстро ее прекратил. Теперь рубль окреп, снова можно закупать доллары, считают в Минфине. И не видят тут никакой дурной бесконечности, хотя она есть: как только закупки начнутся, рубль подешевеет.

Судя по всему, в Минфине надеются, что курс все-таки устоит. В ходу теория: рубль ослабевал из-за угроз санкций против нашей страны за присоединение Крыма. Теперь, когда понятно, что санкции обернулись пшиком, рублю стало «получшело». И от действий Минфина не «поплохеет». Отчасти это действительно так. Но только отчасти. Ведь рубль принялся обваливаться еще в январе, когда слово «Крым» вообще не звучало в публичном пространстве.

Но с другой стороны, куда деваться. Из резервов за последнее время потратили $36 млрд, объяснил мне доктор экономических наук Павел Медведев. Резервы надо пополнять. Потратили, что интересно, как раз на поддержание курса. Ну то есть дурная бесконечность просматривается и тут. Неприятный выбор: или хорошие резервы и плохой курс, или наоборот.

Корень тут, конечно, в том, что резервы «стерилизованы», и, может быть, пора пересмотреть всю систему формирования резервов. Ведь для чего ее Кудрин задумал? Чтобы побороть инфляцию, и только для этого (он еще и про «подушку безопасности для экономики» говорил, но это уже был вторичный спич). В середине «нулевых» в страну текли нефтедоллары. При слабом внутреннем спросе они провоцировали высокую инфляцию. Экономика захлебывалась от денег. Вот Кудрин и решил вывести «лишние» деньги за пределы страны. В качестве модели он предложил норвежский стабилизационный фонд. Правда, в Норвегии практически одновременно свой фонд переделали, он стал пенсионным, и теперь каждый норвежец с гордостью скажет вам, сколько именно его «личных» денег на старость лежит в этом фонде. Но в кудринском Минфине этого предпочли не замечать. К черту детали. Стерилизация так стерилизация.

Что интересно, инфляцию таким способом победить не удалось. Она с тех пор снизилась, но совершенно по другим причинам (из-за замедления темпов роста ВВП в том числе). А система тем не менее осталась, ну и вот результат. Возможно, лучшее, что мог сделать Силуанов в этой ситуации — не афишировать лишний раз, что он снова валюту покупать собирается. Ну скупал бы себе тишком. Впрочем, Павел Медведев считает, что в нынешней ситуации Силуанов как раз грамотно поступил:

- Он решил не врать, а последовательно говорить правду. Рынок, видя, что министр никогда не врет, перестанет столь драматично воспринимать его слова.

Тоже позиция. Ну а как весь этот компот отразится на курсе — скоро увидим.

МЕЖДУ ТЕМ

Рубль худеет - экономика добреет

Январь и февраль заставили говорить о кризисе широкие общественные массы. Ведь в 2013 году, например, рубль хотя и слабел, но делал это постепенно. Народ же боится резких колебаний. Вероятно, срабатывает генетическая память двух кризисов - в 1998 и 2008 годах рубль дешевел стремительно.

Но вот что интересно. Наша экономика в феврале, на пике негативных явлений, получила неожиданное ускорение. Чего «народ» не особо заметил (читайте далее)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа