Бизнес-группа Приват контролирует крупнейшую в Украине сеть АЗС, принадлежащих различным юридическим лицам, в том числе ПАО Укрнафта. В чем проявляется этот контроль? Среди видимых признаков — единая система безналичной продажи топлива, а также основной поставщик бензина и ДТ — Кременчугский НПЗ Укртатнафта, который входит в сферу влияния Привата. Безналичная оплата осуществляется посредством скретч-карт (талонов) и топливных карт Авиас, которые принимали более чем 1600 АЗС по всей Украине (с учетом Крыма и Донбасса), в том числе 563 — Укрнафта. При этом некоторые эксперты нефтерынка утверждают, что сеть АЗС, подконтрольная Привату, гораздо шире — в нее входит почти 1850 АЗС.
На сайте Авиаса сказано, что топливная карта — это совместный проект ООО ПТФ Авиас и КБ активов, в которых у него есть контрольный пакет импорту. Госкомпания также пользуется услугами частников по логистике и хранению нефтепродуктов и не имеет опыта самостоятельного импорта топлива. Начать самостоятельно маркетинг топлив можно, но нужно понимать источники поставок, логистику и финансирование. Достаточно арендовать нефтебазы и начать импортировать топливо, или покупать на внутреннем рынке, — говорит Александр Сиренко.
Автомобилисты знают, что Укранфта, Авиас, ANP, Сентоза и ряд других сетей АЗС, ассоциируемых с Приватом, реализуют относительно недорогое топливо. Все благодаря тому, что это отечественный ресурс, произведенный на Кременчугском НПЗ Укртатнафта. Уйдя из под контроля Привата, Укрнафта рискует остаться без недорогого бензина и ДТ. При этом сомнительно, что она сможет конкурировать с WOG, ОККО, ТНК-Украина, SOCAR и другими сетями, приучившими своих клиентов к качественному сервису и широкому перечню дополнительных услуг. Почти все точки Укрнафты — это стандартные АЗС, на большинстве которых нет даже заправщиков, не говоря о мини-маркетах или ресторанах.
С большой степенью вероятности даже новому менеджменту компании придется сохранять взаимодействие с Приватом, так как инвестиции в создание системы снабжения и развитие дистрибуции на данном этапе могут оказаться неподъемным грузом.
Есть еще вариант продажи сети стороннему инвестору. Но решится ли кто-то вкладывать свои ресурсы в Украину?