Вольфганг Мюнхау: «Истинные проблемы еврозоны спрятаны под капотом»

 »   » 
  • Опубликованно
  • Вольфганг Мюнхау: «Истинные проблемы еврозоны спрятаны под капотом»

Конечно же, это несправедливо и неправильно. Одним из финансово-экономических объяснений этого дисбаланса является счет текущих операций. У ФРГ его профицит в 7,5%, а у Греции несмотря на самые, пожалуй, жесткие в современной истории экономические меры и реформы – дефицит.

Такая же, примерно, картина и по другим финансовым параметрам. Например, международной инвестиционной позиции, т.е. разности между стоимостью активов, принадлежащих резидентам страны за рубежом, и активов, принадлежащих иностранным инвесторам в данной стране; стоимости рабочей силы и т.д.

Дисбалансы ведут к активизации и подъему экономики. В принципе в них нет ничего страшного, но только при условии, что со временем они проходят.

Однако это непременное условие в еврозоне как раз и не выполняется. Для выхода из кризиса необходимы перемены. Самой важной является сближение цен и стоимости рабочей силы. В Греции и большинстве стран европейской периферии соотношение цен и зарплат должно снизиться по отношению к Германии на 10-30% в зависимости от страны и методики подсчета.

В идеале такое сближение должно быть симметричным, т.е. страны с дефицитом и профицитом должны встретиться где-то посередине. Однако этого не происходит частично из-за очень низкого уровня инфляции. Главная причина, по которой Европейский Центробанк поставил цель поднять инфляцию 0 до 2% - позволить Греции иметь более низкий по сравнению с ФРГ, но все равно положительный уровень инфляции.

Опыт показывает, что менять зарплаты нелегко даже в депрессивных экономиках, поэтому теоретически было бы лучше, если инфляция в Греции была нулевой, а в Германии – 4%. Лет через пять цены и зарплаты бы вновь изменились и сблизились.

Что нужно предпринять для того, чтобы в Германии выросла инфляция? Единственная, по мнению Вольфганга Мюнхау, мера в краткосрочной перспективе – рост зарплат в госсекторе экономики и налоговые послабления, чтобы увеличить спрос в частном секторе.

Это не происходит по причине содержащегося в конституции закона, который требует от правительства стремиться к сбалансированному бюджету. В результате существующих сейчас в Европе реалий для юга Европы остается единственный выход – жесткая экономия.

Теоретически даже в несовершенном валютном союзе вполне могут какое-то время нормально сосуществовать страны с сопоставимыми ценами и зарплатами. И еврозона не исключение, но вот только в ней, подчеркивает FT, такое сближение не происходит.

Без этого сближения нет альтернативы совместному экономическому руководству, которое перераспределяет поступления от налогоплательщиков из сильных стран слабым. Там же, где такого перераспределения нет или оно недостаточно развито, напряжение и противоречия накапливаются и усиливаются до точки разрыва. Греция уже приблизилась к этой точке вплотную.

Если в еврозоне появятся трещины будь-то в связи с выходом Греции или по каким-то другим причинам, то все внимание опять будет привлечено к политикам популистам, местным парламентам или даже к внешним инвесторам. Однако прежде чем показывать на кого-то пальцем и обвинять, Вольфганг Мюнхау советует заглянуть под капот автомобиля под названием «еврозона» и в конце концов заняться исправлением внутрисоюзовских дисбалансов.

Распечатать

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа