Точка перехода

 »   » 
  • Опубликованно
  • Точка перехода

Сейчас российская часть Арктики, после двадцатилетнего затишья, вновь выходит на новый виток индустриализации. Однако, уже на новых принципах взаимоотношений с коренными северянами. «Мы здесь, в Арктике, понимаем, насколько хрупка грань во взаимодействии между двумя, казалось бы, противоположными сферами. С одной стороны, это высокотехнологичная нефтегазовая отрасль, с другой - традиционный образ жизни коренного населения, который гармонично сочетается с природой. Именно поэтому в российском и региональном законодательстве сформировано неукоснительное правило - устойчивое развитие Арктической зоны возможно только при условии поступательного социально-экономического развития коренных народов. Ямал - это одно из немногих мест на планете, где сохранился и на государственном уровне оберегается традиционный образ жизни и хозяйствования коренных народов Севера. Верность реализуемой в регионе политики подтверждает статистика. За последние 10 лет численность коренного населения в округе выросла на 11 процентов. Мы этим особо гордимся» - убежден временно исполняющий обязанности губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Объем социальной и экономической помощи, который сейчас оказывается на Ямале коренным северянам, действительно, впечатляет. Однако, в последние годы они, как и все мы, подвергаются массированному воздействию глобализации. Надо четко понимать, что основа национальной самоидентификации ненцев, хантов, селькупов и других северных народов – их традиционный образ жизни. Оленевод не мыслит себя без оленей. Олень – это еда, одежда, материал для строительства жилища, транспортное средство и т.д. Но оборотная сторона этого образа жизни – жесточайшие климатические условия, ограниченный круг общения, и спартанские (с точки зрения жителя индустриального  центра) условия жизни. И сравнивая условия жизни в тундре и в городе, представители КМНС переживают нелегкий выбор. Например, большинство саамов, живущих в Швеции, как прозвучало на прошлогоднем заседании Арктического Совета в Нарьян-Маре, уже не занимаются традиционным видом деятельности своих предков, переселились в «цивильные» условия, и, как следствие, перестали считать себя саамами. Теперь они – шведы. Судя по тому, сколько молодых мужчин и женщин в этом году было на Дне оленевода в Надыме, у российских коренных северян даже в условиях глобализации есть шанс сохранить свою национальную самоидентификацию. 

Распечатать

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа