Страшные учения вооруженных сил России, которые должны были запугать Запад, окончились ничем. Понервничали люди, но не испугались. Сегодня уже все наземные ракетные комплексы Искандер, военные части и соединения вернулись из Калининградской области РФ в места постоянной дислокации. «Министр обороны сказал, что все части и соединения вернулись в места своей постоянной дислокации», – заявляет журналистам пресс-секретарь Путина Песков. Сам хозяин Кремля говорить об этом категорически не хочет. Ему нравится грозить и выглядеть сильным. Унизительные оправдания Путин оставляет подчиненным. Чтобы имиджу не вредить.
По словам Пескова, никакой связи внезапных проверок Вооруженных сил России с усилением активности НАТО в Восточной Европе нет. Но любому наблюдателю очевидно, что «голос Лидера» привычно врет. Связь есть и самая прямая. Хотя бы потому, что масштабные учения российско 1000 й армии, с участием авиации, флота и даже стратегических наступательных вооружений обходятся Москве слишком дорого. И не только в денежном эквиваленте. Путин осознанно пытался запугать весь мир свои военным потенциалом.
Безусловно, большая тренировка армии сильно бьет по российскому бюджету. Который и без того все быстрее катится в пропасть – все-таки цена на нефть заложена проекте на уровне 96 долларов за баррель, а в реальности она уже балансирует в районе 55. Даже пустяковые стрельбы – очень дорогое удовольствие. Плюс горючее, загрузка железной дороги и масса сопутствующих расходов. По казне бьет сильно. Ну а с точки зрения геополитики, масштабные учения на границах с Евросоюзом и НАТО добавили соседям уверенности, что санкций маловато, агрессия не выветрилась из буйной головушки и надо бы добавить давления на российскую экономику. Так что в версию о том, что российская армия просто разминалась от безделья и слишком большого количества лишних денег верить не стоит. Руководство НАТО все восприняло всерьез и показало, что готово к визиту незваных гостей.
Путин всерьез пугал Европу агрессией. Пугал с привлечением максимального количества сил. Но когда ресурсы подошли к концу, а ожидаемых просьб о дружбе так и не последовало, пришлось делать выбор – переходить к реальной агрессии (иначе зачем всех на уши поднимали) или оплачивать астрономический счет и топать обратно в казармы. Решили заплатить и уходить – это дорого, но дешевле большой войны. Стягивание войск к границам, приведение их в полную боевую готовность под видом учений это фактически стопроцентная готовность к войне. И сегодняшний отход – отступление. У Путина нет ресурсов и сил, чтобы воевать с НАТО. Убедительная демонстрация возможного ответа заставила его отступать. Ситуация в Украине напрямую связана с этими процессами. Отступать Кремлю придется везде.