Так, политический эксперт Юрий Палийчук считает, что преодолеть тотальную коррупцию во всех социальных сферах увольнением одного или двух чиновников невозможно. Вместо единичных проверок можно быстрее необходимы системные и быстрые решения правительства.
«Коррупция в Украине носит вертикальный характер. Это означает, что от одной только смены руководителей служб и департаментов коррупция никуда не исчезает, – утверждает эксперт, – Например, система сбора взяток на той же таможне и сейчас работает, как часы. Взятки как брали, так и берут. Однако это не зависит ни от прошлого руководителя фискальной службы, ни от настоящего. Не будет также зависеть и от будущего руководителя структуры. Можно освободить многих руководителей департаментов, но глобально это проблемы не решает. Другое дело, что в последнее время немало говорят о заметных проблемах Яценюка с зависимостью от Коломойского.
Палийчук предполагает, что, возможно, с помощью отстранения руководства службы премьер хотел бы от такого «клейма» дистанцироваться.
«Подозреваю, что назначение проверки может означать чисто внутриполитические «разборки» в самом правительстве, а не эффективные реформы. Такая борьба с коррупцией – чисто выборочная, а не системная. Провести настоящие реформы можно только с интен 1000 сивной работой, а не одиночными отстранениями. Смена одной фамилии результатов не принесет. Без тотальной борьбы с коррупцией ничего не изменится. Изменятся только люди, которые этой коррупционной системой будут управлять», – подчеркнул он.
Политолог и аналитик, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает решение Кабмина об отстранении руководства ДФС чисто политическим, потому что оно касается прежде всего государственных чиновников первого ранга. «ГФС аккумулирует доходы Украины и формирует бюджет государства. Когда же средств на пенсии и другие социальные выплаты не хватает, то это, конечно же, негативно влияет на всю экономическую ситуацию в стране усугубляет и без того мощную финансовый кризис. В такой ситуации премьеру просто необходимо было найти кого-то виновного, сняв ответственность за все проблемы с себя и Кабмина в целом», – отметил он.
По словам Карасева, популярность самого премьера в обществе падает, недовольство правительством растет, вероятно, поэтому Яценюк и занялся налоговой и таможней. «Потому что налоги – это барометр, который указывает состояние эффективности правительства и самого премьер-министра. Выглядит ситуация так, будто Премьер-министр сказал «а», однако не озвучил «бы». Назначив проверку ДФС, ему стоило при этом четко сказать обществу, что же в службе происходит не так. Показать, что подозрения не случайны. Объяснить, за что отвечает Министерство финансов и Министерство экономики, а за что – фискальная служба. Зато слышим от него лишь смутные предположения», – подчеркнул политолог.
«Общие предложения реформировать налоговую сферу и таможню – однозначно правильная риторика. На реформировании ГФС постоянно настаивают теперь не только различные слои общества Украины, но и международные институты. Другое дело, как эти реформы воплощаются в реальности. На данный момент бы воздержался от однозначных оценок, поскольку о каких-либо изменениях можно будет говорить только со временем», – отметил исполнительный директор Международного фонда Блейзера (The Bleyzer Foundation)Олег Устенко.
Общественный деятель и эксперт Карл Волох предполагает, что в назначении проверки есть рациональное зерно. «Мы живем во времена, когда лишняя 2000 проверка деятельности любой государственной структуры точно не помешает. Особенно зная, что ранее действовала централизованная схема обналичивания и вывода из налогообложения.
Схема была тотальная и централизованная. В ней задействованы были десятки тысяч людей. Отстранение от исполнения обязанностей руководства Государственной фискальной службы премьер-министром свидетельствует о подозрениях, что старые схемы «правительства Януковича» в этом учреждении могут действовать и сейчас. В любом случае, ответственность за потери бюджета от старых коррупционных схем таки или иначе будет нести власть. Инициирования дополнительной проверки, очевидно, означает попытку узнать точно, какие именно процессы там происходят. Спасет такое решение премьера или нет – неизвестно. Время покажет».
«Согласен с мнением, что решением отстранить руководство ГФС от исполнения обязанностей Яценюк перекладывает ответственность за отсутствие собственных шагов до реформ на кого-то другого, снимая таким образом с себя. Однако налоговая сфера всегда была насквозь коррумпированной, это тоже правда. Одно другого не исключает. Но, когда знаешь, что подчиненные коррумпированы и ничего не делаешь длительное время, то фактически разделяешь ответственность», – комментирует частный предприниматель и общественный деятель, вице-президент УСПП Валерий Пекар.
Сам председатель ГФС считает, что некоторые скептические настроения относительно деятельности службы вызваны, прежде всего, недостаточной информированностью о том, что на самом деле происходит в налоговой сфере. «Есть изменения, которые заметны сразу, а есть такие, которые станут ощутимы через год-два, – говорит Белоус, – Вот например, в этом году мы провели большую борьбу с «конвертаторами», ликвидировав «госпрограмму» времен Януковича, которая ранее позволяла уклоняться от значительной части налогов. Это лишь одна из наших инициатив, которых на самом деле много».
Главу ГФС ассоциируют также с разработкой «налогового компромисса», который вступил в силу 17 января 2015 года и который предусматривает «прощения» предпринимателям ранее недоплаченных налогов без дальнейшего уголовного преследования. По словам самого Белоуса, это шаг за шагом позволит вывести из тени большую часть зарплат «в конвертах». Напомним, Игорь Белоус возглавил Государственную фискальную службу с июня прошлого года. Перед тем с марта руководил Государственной налоговой службой.