«Автотор» создан в 1997 году на базе брошенных цехов калининградского судостроительного завода «Янтарь». Его основатель Владимир Щербаков сделал ставку на контрактную крупноузловую сборку автомобилей. Первым брендом, который пришел в Калининград, стал BMW, сейчас все автомобили 5-й и 7-й серии собираются на заводе. Спустя несколько лет, в 2003 году, «Автотор» нашел еще одного партнера — General Motors. Сначала американская компания стала собирать в Калининграде дорогие внедорожники — Hummer, Chevrolet TralBlazer и Tahoe, а затем и линейку автомобилей премиум-бренда Cadillac.
В 2008 году «Автотор» открыл производство полного цикла автомобиля Chevrolet Laccetti мощностью 80 тыс. машин в год, в которое вложила около 80 млн евро. При этом компания продолжала собирать другие машины под брендами Chevrolet, Opel и Cadillac. По данным компании, за десять лет (с 2004 года) «Автотор» собрал около 400 тыс. машин для американского концерна, приводит данные российская компания на своем сайте.
Осенью 2008 года GM открыла собственный завод в Петербурге, куда перевела производство, в частности, популярного Opel Astra. Через несколько лет, когда продажи машин в России резко пошли вверх, GM, наоборот, сконцентрировала в Петербурге выпуск успешных Chevrolet Cruze и Opel Astra, отдав в Калининград сборку кроссоверов Chevrolet Captiva и Opel Antara.
Накануне GM объявила о сворачивании работы в России. Компания прекращает контрактную сборку машин на «Автоторе» и нижегородском ГАЗе, а петербургский завод консервируется, говорилось в сообщении GM.
«Автотор» «похудеет» в два раза
Калининградский «Автотор» планирует законсервировать около половины своих мощностей после ухода General Motors из России, рассказал РБК председатель совета директоров российского автозавода Владимир Щербаков. «В марте мы полностью завершим производственную программу с GM, еще некоторое время уйдет на окончательные взаиморасчеты», — сказал Щербаков. По его словам, сборка машин для американского концерна занимала около половины мощностей предприятия, заменить их пока нечем.
Руководство «Автотора» ведет переговоры с несколькими потенциальными партнерами, которые могут разместить на заводе контрактную сборку, но соглашения вряд ли будут подписаны в этом году, сказал Щербаков. До мая компания собирается уволить около 500 человек, добавил он.
Уволить могут половину
О том, что «Автотор» уже подал заявку на сокращение персонала, рассказал на условиях анонимности чиновник администрации Калининградской области. Если ситуация на авторынке в ближайшие месяцы не изменится, то «Автотору» придется существенно сократить свои мощности и уволить до половины сотрудников, объяснил он. Как уточняется на сайте автопроизводителя, на заводе работают около 3 тыс. человек.
400 тысяч автомобилей
Соглашение о сотрудничестве «Автотора» и General Motors было подписано в августе 2003 года. В 2004 году на заводе был начат выпуск автомобилей принадлежащих GM марок Hummer H2, Chevrolet TrailBlazer и Chevrolet Tahoe, а позднее и автомобилей Сadillac. В начале 2005 года на «Автоторе» был собран юбилейный, тысячный автомобиль, которым стал внедорожник Chevrolet Tahoe.
В ноябре 2008 года на «Автоторе» запустили сварочно-окрасочный комплекс по выпуску автомобилей Chevrolet Lacetti. В 2009 году завод начал крупноузловую сборку автомобилей Opel Astra в четырех типах кузова, а также минивэна Zafira. Всего в 2004‑2014 годах на «Автоторе» произведено около 400 тыс. автомобилей брендов GM.