«Я мечтаю о России в ее естественных границах,- говорит он в интервью корреспонденту Spiegel Бенджамину Биддеру.- Хотя бы в границах 1939 года».
Стрелков утверждает, что именно он начал войну на Донбассе, когда Кремль еще не определился с политикой в отношении Украины.
«Это я нажал на спусковой крючок войны»,- хвалится Гиркин-Стрелков, который сравнивает себя с сербским националистом Гаврило Принципом, убившим в 1914 году австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и развязавшего Первую мировую войну.
21 февраля 2014 года, в день бегства президента Януковича из Киева, Стрелков, по его словам, уже был в Крыму. Перед этим он изучал будущих противников на киевском Майдане.
В апреле Стрелков присоединился к вооруженным добровольцам из России, которые передислоцировались из Крыма в Славянск, город, занимавший стратегически важное место между Донецком и Харьковом.
«В начале никто там не хотел воевать»,- вспоминает Стрелков.
Он со своими людьми захватил отдел милиции Славянска и позднее стал министром обороны Донецкой Народной Республики.
Однако скоро Стрелков стал, по мнению Кремля, слишком известной личностью и был отозван в Москву.
Сейчас Гиркин-Стрелков продолжает свою войну, пишет Spiegel, только не на поле боя, а за компьютером. Вместе со своими помошниками, некоторые из которых по-прежнему носят камуфляжную форму, он редактирует пропагандистские видеоролики и пресс-релизы.
Своими новыми противниками Стрелков называет либеральную оппозицию, которая, по его убеждению, готовит в Москве прозападную революцию по модели киевского Майдана.
В кабинете Стрелкова висит портрет Владимира Путина в морской форме. Раньше он считал президента тоже противником великой России и считал, что он вместе с либеральной оппозицией представляет два разных фланга одного и того же антирусского фронта.
Стрелков и сейчас, после украинской командировки, считает Путина слишком либеральным и слишком слабым. Сам же он выступает, как пишет Spiegel, за возрождение Российской империи под руководством тоталитарного монарха сталинского типа. Человечество, по его словам, слишком слабо знакомо с демократией, поэтому он является монархистом. Не удивительно, что на его столе стоит портрет последнего российского царя, Николая II, а на стене висит икона.
«Русский мир», о котором во время кризиса на Украине так часто говорит Владимир Путин, по мнению Стрелкова, должен включать в себя Беларусь, Армению, Грузию и, возможно, даже Среднюю Азию. Украина, уверен он, является его неотъемлемой составной частью.
«Настоящие сепаратисты,- говорит Гиркин-Стрелков,- находятся в Киеве, потому что они хотят отделить Украину от Москвы».
Между российскими правыми, считает Spiegel, и Кремлем существуют отношения любви и ненависти. Националистам нравится военная выправка Владимира Путина, но они считают его слишком нерешительным. Некоторые даже подозревают его в том, что он работает на Запад.
«Почему мы не уничтожили в сентябре украинскую армию?»- задает риторический вопрос Стрелков.
Год назад, когда Стрелков появился на Украине, СМИ писали, что он – сотрудник ГРУ. На самом деле Стрелков был старшим офицером ФСБ и служил в разных местах, в т.ч. и в Чечне. Командировка на Украину стала для него пятой войной. В 1992 году он воевал в Приднестровье на стороне пророссийских сепаратистов. Стрелков участвовал в обеих военных кампаниях в Чечне и успел повоевать даже в Боснии в отряде русских добровольцев под названием «Царские волки».
На востоке Украины он лично приговаривал виновных в смертной казни на основании приказа о предателях, подписанного Сталиным летом 1941 года.
Стрелкова можно считать типичным представителем постсоветского общества. Для многих из них 1991 год стал поворотным моментом в биографии. В том году Советский Союз, в котором они выросли, распался на их глазах. Так же, как Россия не смогла найти свое место в мире, так и Стрелков с такими же, как он, людьми, не смог найти свое место в новой России.
Одни стали сталинистами, другие, как Стрелков – монархистами. Два этих лагеря являются не противниками, а союзниками. Большинству этих людей сейчас за сорок. Многие рано женились и, как Стрелков, рано развелись. Новая жизнь дала им мало. Им неинтересно покупать машины и ездить за границу. Горбачевскую перестройку они считают предательством.
Эти люди проиграли от тех перемен, что произошли в России за три последних десятилетия. Поэтому они видят в настоящем конфликте с Западом отличную возможность для России отомстить за поражение в холодной войне.
Стрелков считает, что он сражается на передовой великой войны, которая вернет России подобающее ей место в мировом порядке. Этот мир состоит из множества врагов, включая Европу, США и русских, которые думают не так, как он.
Стрелков называет своими противниками не только активистов оппозиции, но подозревает в злом умысле даже отдельных представителей кремлевской элиты.
«Высокопоставленные чиновники,- говорит он,- имеют тесные связи с олигархами и Западом».
Сначала присутствие Стрелкова на Украине было на руку российской пропаганде, пишет Spiegel, потому что придавало войне, так сказать, человеческое лицо. Его любовь к старой форме закрепила за ним имидж эксцентричного человека, но многие россияне считают его суровым человеком, рыцарем в душе и, что самое главное, неподкупным человеком. Газетчики придумали ему прозвища – «Русский Че Гевара» и «Народный генералиссимус».
Кремлевская пропаганда едва ли не за день сделала из Стрелкова героя. Сейчас, правда, создается впечатление, что руководство не полностью его контролирует и он превратился в видного представителя ультраправых сил, которые критикуют Путина за то, что он не захватил Донецк и Луганск.
Москва, по словам Стрелкова, позволила Донбассу стать «выжженной землей».
Владимир Путин, считает Стрелков, должен в конце концов навести порядок в Кремле. При помощи «чистки», поясняет он, используя хорошо знакомое в России слово. Примирение с Западом, заявляет Гиркин-Стрелков на прощание Бенджамину Биддеру, сейчас невозможно.
«Надеюсь,- говорит он,- Путин тоже это понимает».
Распечатать