Ведущий американский автопроизводитель General Motors называет принятое решение «изменением бизнес-модели». В середине 2015 года, согласно планам, GM «заморозит» мощности в Петербурге и прекратит сборку автомобилей на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Ранее GM производила ряд моделей концерна на мощностях калининградского Автотора, однако свернула производство в начале марта, сосредоточившись на заводе в Петербурге. Но теперь бросает и его. Оборудование предприятия продавать или вывозить на другие площадки
не планируется, так как речь идет о консервации, а не о полной ликвидации производства
В результате к декабрю марка Opel полностью покинет Россию, а Chevrolet будет представлена лишь премиум-брендами – Corvette и Camaro, а также внедорожником Tahoe (не считая Chevrolet Niva, совместное производство с АвтоВАЗом). Останется ещё и Cadillac, но его доля на рынке также невелика.
По данным Межрегионального профсоюза работников автопрома, расторжение контрактов с сотрудниками начнётся уже 1 апреля. На заводе в Петербурге работает больше тысячи человек. Пока им предлагается по 7 окладов в качестве отступных, с чем они не согласны.
По словам Азата Тимерханова, ведущего аналитика «Автостата», уход Opel и массовых моделей Chevrolet из России логически обоснован, учитывая катастрофическое падение продаж.
– Оно оказалось существенно выше, чем у других брендов, – говорит он Metro. – И это продолжение тенденций прошлого года. Во-вторых, GM – американская компания, а отношения между Россией и США обострились. Это также могло сыграть свою роль. В-третьих, автомобили брендов сильно подорожали. Главное – не видно перспектив, за счёт чего падение можно нивелировать.
Михаил Чаплыгин, генеральный директор агентства «Auto-Dealer-СПб», считает решение беспрецедентным.
– Да, с продажами у GM в России серьёзные проблемы, но и в целом на авторынке ситуация плоха, – говорит эксперт. – Заводы приостанавливают производство, но не уходят полностью. А принятое решение по своей сути именно таковым и является. Всё это удивительно. Зачем было строить завод, заявлять производство 230–240 тыс. штук в год? Это похоже на какую-то стратегическую ошибку и попахивает политиканством.
По словам Чаплыгина, решение будет иметь серьёзные последствия для бизнеса.
– Две недели назад у меня был разговор с дилером GM, – заключает эксперт. – У него не было никакой информации об уходе концерна, говорили лишь о сокращении числа дилеров. Думаю, все продавцы сейчас в шоке. После «заморозки» повалится рынок автомобилей GM с пробегом. Ведь не будет техобслуживания и официальной гарантии.
Добавим, оставшиеся в России автомобили Chevrolet и Opel будут продаваться с существенными скидками, пишет газета Известия.
Все, что сейчас россияне купят, будет обслуживаться и покрываться гарантией, мы гарантируем среди прочего поставки запчастей как минимум в течение 10 лет. Даже будет действовать сервис GM Assistance (бесплатная помощь на дорогах)», — рассказал изданию директор по связям с общественностью GM Россия и СНГ Сергей Лепнухов.