В кризис в России началась охота на губернаторов. Вслед за главой Сахалинской области Александром Хорошавиным под подозрения в коррупции и других нелицеприятных действиях могут попасть и другие региональные руководители.
За последнюю неделю сразу четыре губернатора попали под прицел СМИ. Идеологический скандал приключился с главой Самарской области Николаем Меркушкиным, который, якобы, публично назвал героя Великой Отечественной войны Александра Матросова, закрывшего вражеский дзот грудью и спасшего тем самым своих товарищей, самоубийцей. Сам Меркушкин считает, что его слова были вырваны из контекста, а их публикация является провокацией: Иначе как провокацией я это назвать не могу. Я воспитывался на таких событиях, как подвиг Матросова. Однако, учитывая повышенный интерес властей страны к теме Великой Отечественной войны, эту утечку можно считать сигналом губернатору.
Второй глава региона под ударом - губернатор Пермского края Виктор Басаргин. К нему претензии нашлись у регионального отделения Общероссийского народного фронта. Его члены обратилось в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность проведения конкурсов, по итогам которых власти Прикамья разместили заказ на свой PR на 180 млн рублей. Почти все 180 млн госзаказа получили фирмы, образованные за несколько дней до объявления конкурса и не имеющие опыта и репутации, а значит, с конкурсом что-то нечисто.
В нехорошую ситуацию попал и руководитель Орловской области Вадим Потомский. Одним из интервью чиновника заинтересовалась областная прокуратура. В начале марта в интервью с журналистом Владимиром Соловьевым на радио Вести ФМ Потомский сообщил о фактах предложения ему взяток в виде откатов от бизнесменов, планирующих строительство промышленных объектов в Орле и регионе. И вот две недели спустя некий житель Орла пришел в следственное управление СК области и попросил провести по данному факту проверку. О таких вещах нужно следователям сначала докладывать, а уже потом рассказывать журналистам.
Итак, после ареста Хорошавина под ударом находятся: Собянин, Воробьев, Ткачев и вот теперь Потомский, - подводит итог политолог Максим Жаров. - Мне в этой связи сразу вспомнился 1999-й, когда губернаторы объединялись против Ельцина и Семьи в ОВРаг. Действие равно противодействию. Так вот главный вопрос, который меня всерьез интересует - не появится ли у нас еще и губернаторская фронда в ближайшее время?
Губернаторская элита - главы Москвы и Подмосковья – тоже, по всей видимости, почувствовали опасность и решили принять превентивные меры. Мэр столицы Сергей Собянин распорядился сократить до лета 30 процентов городских чиновников и урезал себе зарплату на 10 процентов. Глава Московской области Андрей Воробьев поступил еще радикальнее и постановил уволить почти половину, а именно 45 процентов, работников администраций.
Впрочем, не факт, что это решение, вместо того, чтобы снять претензии в растрате бюджета в кризисный год, не навлекут на головы губернаторов новых проблем: Когда сокращают персонал крупной организации или рабочих на заводе, обычно шум стоит невероятный. А здесь тишина. Не слышно ни профсоюзов, ни оппозиции. А ведь это живые люди, чьи-то матери, отцы, братья, сестры, деды и бабушки. Как-то все это не по справедливости, не по совести, что ли, - пишет в Facebook блогер Антон Хащенко.
Занервничали даже те глав 2000 ы регионов, кому, казалось бы, бояться и вовсе нечего. Активную борьбу с коррупцией развернул в последние дни глава Волгоградской области Андрей Бочаров: он пообещал наказывать коррупционеров, невзирая на положение, фамилии и высоту кресла. Глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко ухитрился встретиться с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Академическом университете РАН в рамках празднования юбилея академика Жореса Алферова и доложить ему о своих успехах в развитии малого бизнеса в городе. Похоже, что спокойно в последние дни не спится никому из руководителей субъектов Федерации. Кроме, разве что, Рамзана Кадырова, которого вряд ли рискнут обвинить в коррупции даже самые принципиальные правозащитники.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова