«При расчете себестоимости надо учитывать динамику цен и курс рубля, - пояснил руководитель центра изучения мировых энергетических рынков ИМЭМО РАН Вячеслав Кулагин. – Если принять условно, что цена нефти снизилась в два с половиной раза, а рубль настолько же подешевел к доллару, то получается, что рублевые затраты «Роснефти» на зарплату, энергию и прочее даже немного снизились. В то же время снизились НДПИ и экспортная пошлина: они рассчитываются исходя из стоимости нефти, а значит уменьшились».
По сути это палочка-выручалочка почти для всех нефтяных компаний России. «То есть если при стоимости нефти в 100 долларов уровень рентабельности был в 60 долларов, то теперь при цене в 50 – цена отсечения будет около 20 долларов, - продолжает Вячеслав Кулагин. - Это справедливо, например, для проектов «Лукойла», «Газпром нефти» с ее оборудованными месторождениями, «Башнефти» и прочих. Но проблематично для таких компаний, как, например, «Татнефть», которые сделали большие вложения в разработку новых месторождений».
Как в Саудовской АравииНа фоне других компаний «Роснефть» выделяет преимущество от синдицированного эффекта, полученного после приобретения активов ТНК ВР. «У «Роснефти» за 3-й квартал прошлого года получилась самая оптимальная стоимость добычи – около 4-5 долларов за баррель, - говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – Это, конечно, если считать просто затраты на разработку, которая давно произведена, и непосредственно извлечение. У «Роснефти» более удобные и легкие месторождения, чем у других».
Как ранее пояснил «Эксперту» бывший вице-президент по экономике и финансам «Роснефти», ныне член правления компании Святослав Славинский, за счет этих активов компания смогла из 23 млрд рублей сократить 9 млрд необходимых расходов на инфраструктуру, которую не пришлось строить. «На баррель мы тратим в среднем 4,8–4,9 доллара. До приобретения ТНК-ВР этот показатель и вовсе был в районе 2,6–2,8. Но даже 4,9 доллара на текущий момент — это мировой рекорд», - говорил Славинский.
Однако сейчас ситуация несколько изменилась. Согласно данным Росстата, средняя себестоимость собственно добычи поднялась с 5 долларов за баррель в 2005 году до 11 долларов в 2014 году, примерно также увеличились и расходы по экспорту. НДПИ сейчас примерно на уровне 2008 года до падения цен на нефть. Но Росстат включает в себестоимость добычи нефти (в частности, 11 долларов на 3 квартал 2014 года) как эксплуатационные расходы компаний, так и инвестиции в разведку и добычу. Это сравнимо с расходами недавно запущенного месторождения в Саудовской Аравии Манифа.
«Без учета этих затрат в России средняя себестоимость добычи составляет как и в Саудовской Аравии – примерно 4-5 долларов за баррель, не считая трудно извлекаемых и дорогих шельфовых проектов, - подтверждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев».
«Роснефть» выручает наследствоКонечно, речь идет о среднеарифметическом значении себестоимости. Добыча нефти на месторождениях Восточной Сибири варьируется от 5 до 15 долларов за баррель, Западной – от 3 до 5. Кстати, 3 доллара за баррель – минимальная себестоимость добычи нефти в Персидском заливе. Что касается шельфовой нефти, то она что в Мексике, что в России или Канаде обходится по себестоимости от 9 до 23 долларов за баррель. Впрочем, многое зависит и от технологий добычи. Как и в случае со сланцевой нефтью, себестоимость которой в тех же США смогли снизить с 50 долларов и выше до 10-15.
«У Роснефти широкое поле для маневров, она обладает большими запасами легкой нефти, есть немало законсервированных месторождений в Восточной Сибири с уже готовой инфраструктурой, - говорит заместитель генерального директора ВНИИ нефть имени Крылова, член Центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений Министерства природных ресурсов Станислав Жданов. - Так что «Роснефть» вполне будет рентабельной и при 30 долларах за баррель нефти, другое дело, что, конечно же, инвестпрограммы по разведке и разработке новых месторождений придется в таком случае придержать, если цена будет долго низкой».
Ванкорское месторождение «Роснефти» в Восточной Сибири дает около 22 млн тонн в год. Но Ванкор — далеко не единственное месторождение. Вокруг него сосредоточен целый кластер, позволяющий получать синергетический эффект, то есть оптимизировать добычу и переработку. Суммарно восточносибирский набор месторождений может производить около 55 млн тонн в год, а это четверть того, что сейчас производит «Роснефть». К тому же «Роснефть» экономит на транспортировке этого сырья в страны АТР по трубопроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан». В итоге российская нефть сорта ВСТО продается на рынках АТР с большей доходностью, чем на западных.
Впрочем, цена в 30 долларов за баррель если и позволит выжить «Роснефти», то во всяком случае с учетом временной заморозки проектов по трудно извлекаемой нефти, в том числе на Баженовской свите (там же свои проекты заморозили и другие нефтяные компании, кроме «Сургутнефтегаза»). А разрабатывать их необходимо, чтобы свести в будущем и баланс российского бюджета. Дело в том, что Россия выходит из периода дешевой себестоимости добычи нефти. По данным института нефти и газа, сырьевая база России тоже находится в удручающем состоянии. Традиционные месторождения сильно выработаны (иногда больше 80%). На традиционных территориях наблюдается рост затрат, которые связаны с их выработанностью, на новых — рост затрат, связанный с неразвитостью инфраструктуры, с климатическими и геологическими особенностями добычи. Запасы Западной Сибири выработаны на 45%, Урало-Поволжья – на 50-70%, Северного Кавказа – на 70-80%. За последние 20 лет средний дебит скважин упал с 26 до 8 тонн в сутки. Увеличивается обводненность нефти, растут операционные затраты на ее добычу.
Ранее при активном лобби той же «Роснефти» и других компаний нефтяники получили существенные налоговые льготы на разработку трудноизвлекаемых запасов нефти Западной Сибири. Но большинство этих проектов планировалось разрабатывать совместно с ExxonMobil, Shell Statoil и другими компаниями, которые ввиду санкций приостановили сотрудничество по новым проектам «трудной нефти» в России.
Ранее сообщалось, что «Роснефть» претендует на 1 трлн из Фонда национального благосостояния для самостоятельной реализации долгосрочных проектов по разработке в том числе трудноизвлекаемых запасов нефти, а также на строительство нефтехимического комбината на Сахалине и вероятно продолжение шельфовых проектов в Карском море. Но этот вопрос пока не решен. «Ложку воды в бочку нефти» подлило агентство S&P, понизившее суверенный кредитный рейтинг РФ в иностранной валюте до спекулятивного уровня ВВ+ с инвестиционного ВВВ-, прогноз — негативный. Однако уже наследующий день сегодня котировка акций «Роснефти» выросла на 0,7 п.п.