Российские перевозчики просят Boeing отложить поставки самолетов, контракты на которые уже были заключены. Падение рубля сделало невыгодным использование новых самолетов, поэтому авиакомпании всеми силами стараются отсрочить их получение, а летать будут на старых машинах, поясняют эксперты.
Российские авиаперевозчики начали переговоры с компанией Boeing о переносе планировавшихся на 2016 год поставок самолетов. Об этом в интервью Bloomberg заявил старший вице-президент компании Джон Воджик. «Мы работаем с нашими покупателями и стараемся пойти на изменения», — заявил вице-президент Boeing.
Российские авиаперевозчики, пояснил Воджик, находятся в тяжелой финансовой ситуации.
Однако поставки, запланированные на 2015 год, отложить вряд ли удастся. График производства заказанных самолетов уже невозможно изменить, отметил Воджик, поэтому российским авиакомпаниям в основном придется оплатить и получить заказанные самолеты.
В частности, это два лайнера Boeing-747-8 для «Трансаэро». Но, по словам Воджика, Boeing и здесь ведет переговоры с компанией о возможном альтернативном решении, «учитывая ее финансовое положение».
Российские авиаперевозчики страдают от снижения роста пассажиропотока – тенденция, начавшаяся в 2014 году вместе со снижением реальных доходов населения. Авиаотрасль фиксирует убытки.
В 2015 году пассажиропоток начнет сокращаться, полагает консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко.
О том, какие именно компании попросили отсрочить поставки, Воджик не говорит. «Все компании большой четверки российских авиаперевозчиков могли это сделать», — полагает Крамаренко. Это «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Трансаэро» и «Сибирь». При этом переговоры они ведут не только с Boeing, но скорее всего и с Airbus.
Российским авиакомпаниям теперь просто невыгодно покупать или приобретать в лизинг новые машины.
«Раньше, когда рубль был стабилен и даже укреплялся относительно доллара, а цены на керосин росли, российские авиакомпании с удовольствием забирали самолеты с завода», — напоминает Крамаренко. Такие самолеты потребляли меньше дорогого керосина, а лизинг, зафиксированный в валюте, в рублях оставался неизменным, а иногда даже дешевел, что компенсировало затраты на топливо. На фоне девальвации рубля структура себестоимости эксплуатации самолетов изменилась. «Рубль рухнул, лизинг подорожал вдвое, а цена на керосин не растет как минимум несколько месяцев на фоне давления со стороны правительства и снижения цен на нефть», — поясняет Крамаренко.
«В итоге для авиакомпаний становится более выгодна эксплуатация старого парка, то есть недорогих самолетов, которым по 10–15 лет, которые копеечные в лизинге», — говорит Крамаренко.
Эти машины расходуют больше топлива по сравнению с новыми моделями, однако это вполне покрывается экономией на лизинге.
Вполне вероятно, что в итоге Boeing согласится на перенос срока поставок. На Россию приходится менее 10% продаж коммерческих самолетов Boeing. В прошлом году компания поставила в РФ 12 пассажирских самолетов. «На рынке дефицит. За «отказниками» выстроится очередь», — убежден эксперт авиарынка.
Впрочем, даже если производитель не пойдет на уступки, российские авиакомпании смогут сдать самолеты в субаренду и избежать финансовых потерь.
«Главное значение этой новости о начале переговоров с Boeing – это достаточно внятный сигнал о том, что все уловили, что кризис будет. Если еще несколько месяцев назад все думали, что кризис будет, но не у них и не здесь, то теперь российские авиаперевозчики поняли, что он их не минует и надо решать вопрос как можно скорее», — резюмирует Крамаренко.