В марте правительство планирует утвердить план импортозамещения технологий в стратегически значимых отраслях, в том числе связанных с реализацией шельфовых проектов в Арктике. Препятствует добыче нефти и газа на шельфе не столько отсутствие денег и санкции, сколько неэффективный менеджмент, несогласованность инвестпрограмм государственных и частных компаний, а также вывод активов в офшоры, считает гендиректор ОАО «Росшельф» Сергей Штриков.
— Сергей Анатольевич, какую долю составляют импортные технологии и оборудование, которое используется для разведки добычи нефти и газа на шельфе?
— До 80% агрегатов и оборудования – импортные. Это данные Минпромторга в целом по топливно-энергетическому комплексу. Конкретно в нашей компании, а мы строим буровые платформы для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе, значительную часть, к сожалению, составляет импорт.
— Это же огромные доли. И хотя правительство приняло программу импортозамещения, рассчитанную до 2020 года, кажется маловероятным, что получится заместить импорт в отведенный срок.
— Не скажу за всю отрасль, но мы у себя планируем заместить импорт за 3 года. Но...
— Но сначала желательно получить побольше денег от правительства?
— Нет, для начала необходимо, чтобы правительство, в частности, Минпромторг и Минэнерго вместе с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), дочерней структурой которой мы являемся, сели за стол переговоров вместе с основными заказчиками — «Газпромом», «Роснефтью», «Лукойлом» и другими — и определили объем рынка, объем заказов. ОСК не может просто взять и подготовить план импортозамещения, не согласовав его с заказчиками. Также считаю необходимым временно, на два или три года, прекратить бурение и геологоразведку новых скважин. И за это время заняться теми скважинами, которые существуют сегодня: подготовкой их инфраструктуры, строительством платформ и судов обеспечения.
Сергей Анатольевич Штриков – генеральный директор ОАО «РОСШЕЛЬФ». Компания является дочерним предприятием ОАО «ОСК», а также... →