Но вся эта обезьянья цифирь меркнет на фоне прямых «хуков» и «апперкотов» по нашим кошелькам. Вице-премьер Аркадий Дворкович объявил о повышении в феврале цен на хлеб до 20% за буханку. Удорожание продовольственной корзины – удар по самой малоимущей категории населения. «Похудеть» заставят и средний класс. Платное образование в российских ВУЗах, по данным «Рособрнадзора» подорожало на 30-35%. Среднестатистическая семья, для того, чтобы оболтус, не сумевший поступить на бюджетной основе, не остался за бортом этой жизни, вынуждена отваливать по 75 тысяч рублей в год в бухгалтерию провинциального государственного ВУЗа за специальность средней паршивости. Из средства передвижения в роскошь превращаются автомобили всех классов. Причем, не так уж важно, сделал ли их доморощенный АвтоВАЗ или их зарубежные коллеги. Отпускные цены на металл повысились на те же 30-35%, что не могло не сказаться на стоимости «железных коней».
И, в принципе, не так важно рядовым потребителям, предсказывал ли президентский советник Сергей Глазьев сползание в «повторный» кризис через 3 года в относительно комфортном 2012-м. Важно, что страна оказалась к нему совершенно не готова. Либеральные политики во всем винят аннексию Крыма и экономические санкции, а кремлевский «пул» видит врага в низкой цене на нефть, которая стабилизировалась на отметке 48-50 долларов с негативным прогнозом.
Министр нефтяной промышленности Ирана Биджан Зангане спрогнозировал падение нефтяных котировок до 25 долларов за баррель. По мнению чиновника, это вызвано нежеланием стран ОПЕК влиять на углеводородный рынок. Хотя, справедливости ради, от шейхов и их друзей с приходом новых крупных игроков уже мало что зависит. Да и факторы могут иметь самую разную природу.
Экономист Василий Колташов связывает гипотетическое падение фьючерсов до «плинтусовых отметок» с кризисными явлениями, которые начали наблюдаться в экономике КНР. Такая точка зрения подкрепляется постепенным снижением показателей роста ВВП Поднебесной, достигших двадцатилетнего минимума.
«Сланцевую революцию» в США социолог Борис Кагарлицкий называет «пузырем, надувшимся в нужный для Америки момент и обреченным сдуться». По мнению эксперта, цена на «черное золото» давно не зависит от спроса и предложения на рынке, а определяется уровнем эмиссии ФРС США – то есть, дополнительными напечатанными долларами. Денежная масса благополучно уходит на внешние рынки, где участвует в спекулятивных 2000 сделках. А нефть, как известно, один из самых удобных товаров для таких операций, ибо ее перепродают по нескольку раз, когда она лежит в земле либо плывет на танкере из условного Дубая в Амстердам. Правда заниматься таким шулерством «звездно-полосатые» экономисты могут до определенного предела, после чего вынуждены приостанавливать печатный станок, выбивая почву из-под ног у уже упомянутых спекулянтов…
Если придерживаться этой теории, становится понятным, почему страны ОПЕК не пошли на сокращение квот, ведь новая долларовая эмиссия неминуема, а с ней и ценовой отскок.
Аналитики констатируют, что с падением цен на нефть Россия потихоньку утрачивает способность к soft power – мягкой силе, склоняющей общественное мнение недружественных стран в нужную сторону. Дремавший Гаагский арбитраж, вдруг, признал пятидесятимиллиардный иск акционеров ЮКОСа справедливым и начал начислять на Россию пени. Того и гляди осмелятся арестовывать танкеры, недвижимость и прочее имущество страны в ущерб «пострадавшему» Невзлину. Едва ли что-то подобное случилось бы в 2007-м году. Как и еще один вопиющий случай. Накануне директор одной из швейцарских школ запретил русскоговорящей семье из Латвии посещать занятия… дискриминация, щелчок по самолюбию слабеющей страны, которую, в силу изменившейся конъюнктуры, перестал слышать и воспринимать мир. Как показывает практика, по мере роста экономических и политических трудностей, таких неприятных эпизодов будет становиться больше.
Обозреватель Noteru.com Сергей РУНЬКО