Банк России учитывает рейтинги международных агентств, например, при решении о допуске банков к своим операциям рефинансирования. Кроме того, пенсионные накопления можно инвестировать в облигации эмитентов с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня BB- от Fitch Ratings или S&P или не ниже уровня Ba3 по шкале Moody's. Российские рейтинги от трех крупнейших мировых рейтинговых агентств находятся сегодня на нижней ступени инвестиционной категории. Рейтинг инвестиционной категории, в отличие от спекулятивной («мусорной»), означает, что бумаги эмитента считаются надежными с точки зрения возврата инвесторам вложенных средств.
С марта 2014 года после проведения референдума в Крыму о выходе полуострова из состава Украины и присоединении к России вслед за введением первого пакета санкций США и странами ЕС, агентства Standard&Poor’s, Fitch, Moody’s снизили рейтинги РФ и, как следствие, российским банкам, компаниям, другим эмитентам, что осложнило привлечение капитала на зарубежных рынках. В российском правительстве назвали эти оценки необъективными и политически мотивированными.
В конце 2014-го – начале 2015 года Fitch и Moody’s объявили об очередном снижении рейтинга РФ, который теперь находится в одной ступени от «мусорного» уровня. Так, Fitch вслед за снижением 9 января суверенного рейтинга России с уровня «ВВВ» до «BBB-» с «негативным» прогнозом понизило в пятницу долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной валюте трех крупнейших российских банков: Сбербанка, Россельхозбанка, Газпромбанка, а также госкорпорации «Внешэкономбанк» на одну ступень. Всего агентство понизило рейтинги 30 российских финансовых институтов и их «дочек». Moody's накануне понизило долгосрочный рейтинг государственных облигаций РФ на одну ступень - с «Baa2» до «Baa3», краткосрочный кредитный рейтинг понижен до уровня «P-3» с «P-2». Оба рейтинга поставлены на пересмотр с возможностью понижения. В качестве причин агентство указало ухудшение перспектив экономического развития страны, обусловленного снижением цен на нефть.
Агентство S&P ранее заявляло о возможности снижения рейтинга России с «ВВВ-» до «мусорного» уровня в конце января. Рейтинги Российской Федерации по версии S&P и Moody's могут быть понижены до спекулятивной категории в течение нескольких недель, считает аналитик Sberbank CIB Александр Кудрин. Понижение рейтингов может оказать значительное давление на российские евробонды, считает он. В правительстве уже обсуждается возможность выкупа корпоративных облигаций, если кредитный рейтинг России будет понижен до «мусорного» уровня. Об этом сообщал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Манипуляция рейтингами - вынужденный шаг, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. «Без этой меры у многих банков могли бы быть нарушены нормативы достаточности капитала», - пояснил он «Эксперт Online». Из-за того, что западные агентства активно взялись за российские рейтинги, почуяв уязвимость нашего банковского сектора, ЦБ вынужден идти на крайние меры, а иногда - на определенные послабления, подтверждает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «Тот факт, что рейтинг прошлого года будет приоритетным перед текущим, защитит отечественные банки на ближайшее время от влияния извне, не позволяя внешним факторам оказывать давление на банковскую систему. Меру можно назвать эффективной, несмотря на то, что она не решает проблему», - замечает он.
Российский фондовый рынок уже не реагирует на предвзятое мнение международных рейтинговых агентств относительно нашей страны, замечает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. «Отсутствие резкой негативной реакции со стороны инвесторов говорит о том, что в деловых кругах прекрасно понимают, что оценка американских агентств далека от реальности. Понимают это и в Банке России», - полагает он.
Между тем, как стало известно, главы Минфина и Минэкономики Антон Силуанов и Алексей Улюкаев обратились к руководителю Банка России Эльвире Набиуллиной с предложением существенного смягчения нормативов банковского регулирования в конце 2014 года. Базовые идеи ведомств – фиксация по состоянию на 1 сентября значений кредитного рейтинга для всех регуляторных целей, фактический отказ от базельских подходов в оценках рисков, распространение на «дочек» крупных госмонополий политики снижения риск-весов, сейчас касающейся только головных компаний холдингов, изменение принципа учета валютных активов. Наконец, ЦБ предлагается не повышать норматив достаточности основного капитала (Н1.2) до 6% «как минимум» до конца 2015 года. «Качественное смягчение» предлагается внедрять до, а не после докапитализации банков на сумму до 1 трлн рублей с первого квартала 2015 года. Фактически министры предлагают инициативы по «сближению» работы ЦБ и правительства, которое накануне президент Владимир Путин объявил условием для выхода из валютного кризиса конца 2014 года.
В пакете мер Банка России по спасению российского финансового сектора предусмотрены большие поблажки банкам. Например, послабления в правилах учета ценных бумаг и валютных активов, включающие мораторий на признание убытков от переоценки портфелей ценных бумаг и возможность при учете валютных активов использовать для расчета коэффициентов достаточности капитала обменный курс 3-го квартала 2014 года. Также предусмотрено расширение набора инструментов ЦБ по предоставлению банкам валютной ликвидности. В частности банки смогут кредитоваться в ЦБ под залог кредитных требований в иностранной валюте к нефинансовым организациям. А в рамках механизма валютного РЕПО планируется проведение дополнительных аукционов на разные сроки в случае необходимости. Для розничного сегмента заморожен на полгода ввод правил в отношении полной стоимости кредита, а потенциально возможное отклонение максимальной ставки по депозитам от среднерыночного уровня увеличено с 2 до 3,5 процентных пункта.