Уменьшение ЗВР, как правило, становится одной из причин снижения рейтинга страны международными агентствами, подтверждает аналитик компании «Управление Сбережениями» Александр Потавин. «Мне кажется, что США стремятся дожать Россию, используя для этого и ситуацию на рынке нефти, и путем срезания рейтингов, поэтому игра еще не окончена, и развязка пока не наступила. Если Западу не удастся заставить наши власти крепко задуматься над своей внешней политикой, ЗВР продолжат уменьшаться», - считает он.
Можно предположить, что часть резервов ушла на поддержку курса рубля, часть – на предоставление ликвидности крупнейшим банкам и нефтяным компаниям, говорит руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. «Но резервы как раз и существуют для того, чтобы поддерживать валюту и экономику в кризисные времена, поэтому их уменьшение – правильное решение. В 2015 году ЦБ, по нашим оценкам, придется потратить еще около $50 млрд», - прогнозирует он.
Уменьшение резервов объясняется несколькими факторами: «проедены» и обесценены, добавляет руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. «Часть резервов могла быть направлена на интервенции ЦБ на валютном рынке с целью стабилизации курса рубля. Резервы включают, в том числе иностранную валюту, собственно, эта валюта и могла потерять в цене против доллара США», - пояснил он «Эксперт Online». «На наш взгляд, ЗВР тратили в декабре в основном только на поддержание валютного курса, учитывая постоянное ослабление национальной валюты», - возражает зампред правления Инвестторгбанка Алексей Салащенко.
В ожидании стабилизацииМежду тем президент Владимир Путин заявил на большой пресс-конференции 18 декабря, что Центробанк не намерен бездумно «палить» свои резервы: «Опираясь на эти резервы, уверен, мы спокойно будем решать основные социальные вопросы, будем заниматься диверсификацией экономики и неизбежно ситуация встанет в нормальное русло».
Нормализации ситуации, вероятно, послужит и назначение Дмитрия Тулина на пост первого зампреда Банка России по денежно-кредитной политике (ДКП), который ранее занимала Ксения Юдаева. Это усилит команду регулятора, повысит его способность оперативно принимать решения, а также сблизит ЦБ с банковским сообществом, считают эксперты. Банк России не изменит свою стратегию с приходом Тулина, но может изменить тактику, чтобы избежать ошибок в будущем, считает аналитик Росбанка Евгений Кошелев: «То, что мы видели в конце прошлого года – совокупность временных ошибок. В некоторых наиболее острых периодах были просто не приняты кардинальные меры. В этом плане тактика регулятора может поменяться. Что касается стратегии, то есть таргетирования инфляции, подходов к управлению ликвидностью и резервами, проведения валютных интервенций, это стабильные вещи, для изменения которых недостаточно воли одного человека. Это, скорее, коллегиальное решение, которое не может быть принято в короткий промежуток времени». Приход Дмитрия Тулина может означать более острое реагирование на вызовы, считает аналитик. «Будет ли ЦБ больше продавать в ходе интервенций, будет ли пересмотрена ключевая ставка – это те моменты, которые стоит анализировать в контексте личного мнения Тулина», - добавляет аналитик.
Кстати, с начала января регулятор продал уже $2,127 млрд в поддержку рубля, замечает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. «Ни о какой полномасштабной поддержке речи не идет, чисто косметические меры. Вероятно, курс доллара останется пока в диапазоне 64,60-66 рублей, пока нефтяной ценник не перестанет меняться на глазах», - полагает он.
Между тем, накануне рубль перешел к росту против доллара и евро на фоне отскока нефтяных цен и надеждах на смену денежно-кредитной политики. По мнению главы российского представительства Международного валютного фонда (МВФ) Бикаса Джоши, правительственные меры по поддержке национальной валюты начали работать, и период резких изменений курса рубля завершается. «Похоже, период резких скачков рубля подходит к концу. Принятые меры начинают работать - это и повышение ключевой ставки, и поддержка банковской системы, и предоставление валютной ликвидности участникам рынка. Все это поддерживает рубль и, наверное, будет поддерживать в будущем», - заявил он.
В ноябре - январе рубль подешевел к доллару на 51% - до 65 рублей, к евро - на 40%, до 75,5 рубля. За это время нефть подешевела на 40% - до $49 за баррель. «Никто не знает, куда пойдет нефть. Мы пока не ожидаем дальнейшего снижения цен - смотрим на фьючерсные контракты и видим, что они предполагают небольшой рост. Конечно, не до тех цен, которые мы видели раньше, но все-таки это рост», - заключил Бикас Джоши.
При текущем уровне цены нефти марки Brent в районе $50-60 за баррель дальнейшее ослабление рубля должно остановиться, и он должен найти определенное равновесие на уровне 60-70 рублей за доллар, считает Алексей Салащенко. «Поэтому дальнейшая растрата ЗВР должна также сократиться», - уверен он.
Размер текущих резервов составляет почти 1,5 годовых бюджета России, то есть хватит на многое, уточняет Сергей Козловский: «Естественно, никто и представить не может полное или значительное «проедание» резервов, они по-прежнему остаются надежной подушкой финансовой безопасности».