Столичные власти могут так и не получить контроль за дорожными камерами ГИБДД. По данным «Газеты.Ru», против передачи этой функции Департаменту транспорта выступает МВД РФ, а также профильный комитет Госдумы по транспорту. Позицию Москвы поддерживают в правительстве РФ, где предлагают доработать соответствующий законопроект таким образом, чтобы он устроил всех.
Как стало известно «Газете.Ru», законопроект по передаче полномочий по административному контролю за комплексом фото- и видеофиксации в Москве от ГИБДД к столичным властям не получил одобрения в МВД РФ и не будет принят в обозримом будущем. В конце прошлого года ряд СМИ поспешил сообщить о том, что соответствующие поправки, подготовленные МВД по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, могут быть приняты уже в 2015 году.
Таким образом, штрафы с автоматических дорожных камер типа «Стрелка» — а их количество в столице в ближайшее время будет увеличено до 1200 штук — пока будут по-прежнему оформлять сотрудники Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД ГУ МВД России по Москве.
Как сообщил «Газете.Ru» информированный источник в Правительстве РФ, руководство МВД, где готовили документ, в конечном итоге выступило против его принятия.
«Есть официальное письмо замглавы МВД России генерал-полковника Виктора Кирьянова, адресованное первому вице-премьеру Игорю Шувалову, по поручению которого министерство занималось проработкой инициативы. Суть этого обращения сводится к тому, что МВД выступает категорически против законопроекта, - пояснил собеседник. -
В качестве аргументации в письме приводятся примеры многочисленных нарушений в работе Департамента транспорта Москвы и подконтрольных ему учреждений, например, Московской административной дорожной инспекции».
Изначально, инициатором передачи полномочий ранее выступил глава дептранса Москвы Максим Ликсутов. Свое предложение он высказал еще в июле 2013 года на совещании под руководством Шувалова, сумев убедить чиновника в необходимости такого шага.
Согласно тексту подготовленного документа, в ст. 23.79 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) было предложено внести поправки, наделяющие столичные власти дополнительными полномочиями. Предполагалось, что московские власти будут вместо ГИБДД заводить и вести дела по административным правонарушениям в отношении тех водителей, чьи нарушения ПДД фиксировались дорожными камерами.
Таким образом, столичным властям предлагалось передать полномочия самостоятельно вести дела по 16 «автомобильным» статьям КоАП, включая и самые частые нарушения ПДД, такие как нарушение скоростного режима (штраф от 500 до 5 тыс. руб.) и движение по выделенной полосе для общественного транспорта (штраф 3 тыс. руб.).
Фактически, если бы передача полномочий состоялась, то выписывать автомобилистам штрафы мог бы ГКУ Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Сегодня эта структура отвечает за работу «Парконов», которые контролируют соблюдение правил парковки в Москве.
Как выяснила «Газета.Ru», не только МВД, но и профильный комитет Госдумы по транспорту выступил категорически против таких нововведений, хотя официально законопроект в нижней палате парламента зарегистрирован еще не был.
По словам влиятельного депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова, если дело и дойдет до рассмотрения этого предложения, то профильный комитет его отвергнет со 100-процентной вероятностью. «Нельзя отдавать полный контроль за обеспечением безопасности дорожного движения местным властям, - заявил «Газете.Ru» парламентарий. -
Что касается московских чиновников, отвечающих за транспорт, то сегодня на их работу поступает большое количество жалоб, например, на ошибочно выписываемые «Парконами» штрафы. Сначала столичные власти должны разобраться с имеющимися недочетами в их работе, а потом уже требовать дать им дополнительные функции».
Как пояснил «Газете. Ru» представитель секретариата первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, сейчас законопроект находится в правительстве на согласовании, и там по-прежнему убеждены в необходимости передачи полномочий московским властям.
У Москвы больше технических и людских ресурсов, поэтому эту функцию город может выполнять эффективно, - считает представитель первого вице-премьера. – Правительство продолжит работать над этой инициативой вместе с МВД и депутатами».
Собеседник отметил, что столичное правительство уже доказало, что может эффективно работать с дорожным движением.
«Они увеличат количество фиксирующих средств, усилят технологическую и профессиональную базу. Конечно, поначалу могут быть сбои, но система будет отлаживаться, особенно с учетом того, что правительство Москвы активно работает с экспертами в этой области»,
- уверен представитель Шувалова.
Он уточнил, что если ведомства видят какие-то недоработки в законопроекте, то правительство будет работать вместе с министерствами и экспертным сообществом для их устранения.
Кроме этого, представитель первого вице-премьера отметил, что помимо внесения изменений в КоАП, планируется соглашение между МВД и правительством Москвы, где должны быть прописано разграничение функций.
В Департаменте транспорта Москвы оперативно прокомментировать ситуацию с камерами ГИБДД не смогли.
Эксперты считают, что на безопасность дорожного движения передача полномочий по администрирования комплекса фото- и видеофиксации повлиять не может.
По мнению председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, контроль за дорожными камерами и штрафами должен остаться у полиции. «Передача этих полномочий чиновникам из Дептранса – это нарушение нормальных управленческих принципов, - заявил «Газете.Ru» правозащитник. - Москва опять встанет особняком среди отдельных субъектов РФ. Федеральное законодательство должно быть единым для всех регионов страны.
Похмелкин выразил уверенность в том, что передача функции по контролю за камерами никак не скажется на безопасности дорожного движения в столице, но будет при этом порождать правовой нигилизм.