В целом выводы экспертов пока выглядят скорее оптимистично. По сравнению с ноябрем снизился поток негативных экономических новостей, а люди, вместо того, чтобы митинговать на улицах, скупали все, что попадалось на глаза в магазинах. Сыграло на руку региональным властям и приподнятое предновогоднее настроение, и решение многих магазинов подождать с повышением цен до января. «Шок и недовольство в регионах политикой ЦБ, разумеется, присутствуют, - комментирует Noteru.com рейтинг политолог Вячеслав Данилов. - Падение рубля нанесло удар по среднему классу, тем, кто имел накопления. Это все очень неприятно. Никакой дестабилизации не было и в помине, но люди готовятся к худшему». Впрочем, никаких предпосылок для общей дестабилизации обстановки эксперт не видит: «Регионы погружены в частную жизнь», - считает Данилов.
Одних погружение в частную жизнь спасает и помогает создавать у людей впечатление, что власть контролирует ситуацию. Других, наоборот, может погубить. Эксперты считают, что пока рано говорить о готовности регионов к новым возможным стресс-тестам, особенно с учетом того, что полноценно контролировать ситуацию на своей территории элиты не могут. «Январь - зона повышенных рисков, - пояснил в комментарии Noteru.com президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. - И инфляционных, и социальных, связанных с тем, что традиционно идет распад предновогодней эмоции. В экономике в начале января мы увидели продолжение девальвации, но социальных проявлений пока не было».
К счастью для региональных элит, эксперты не выявили в стране игроков, настроенных эксплуатировать естественный рост тревожности в обществе. Но и самим властям субъектов разрабатывать программы выхода из сложившейся ситуации пока рано. «Ошибкой было бы не создавать систему управления рисками сейчас, - считает Виноградов. - Тактически важно мониторить настроения населения (причем в более оперативной форме, чем дает классическая социология), но избегать частой ошибки начальников - опираться на настроения 2-3 человек из своего окружения, например, водителя. Нужна более системная работа по мониторингу общественных настроений. В остальном власти будут импровизировать, а при импровизации всегда бывают и ошибки, и успехи».
В некоторых случаях импровизации оказались успешными уже в декабре. «Перед новым годом ходили в ряде регионов слухи о задержках зарплат, - напоминает Вячеслав Данилов, - но их удалось купировать на федеральном и региональном уровне». А в Мордовии чиновники сориентировались и п 2000 омогли транспортом частным сельхозпроизводителям, которые не могли доставить свои товары в столицу. «Это тактические ходы, - считает Михаил Виноградов. - В случае, если ситуация останется спокойной, их можно будет потом записать себе в актив, если начнет сыпаться - никто про это и не вспомнит».
Но в целом говорить о каких-то успехах или неудачах пока рано. Рубль продолжает падать, сохраняется риск девальвации национальной валюты. Не совсем понятно, как в новых условиях будут исполняться региональные бюджеты, и будет ли эффект от курса на импортзамещение, поскольку правительство до сих пор не утвердило соответствующие отраслевые программы. В декабре, считает Михаил Виноградов, все шли за трендом и острее обычного чувствовали, что не очень управляют ситуацией: «Поэтому и возможные провалы, и возможные успехи трудно было бы отнести на счет региональных властей - все происходило само».
Тем более, что и в рейтинге, считает Вячеслав Данилов, учтены отнюдь не все риски: «Не хватает еще одного важного пункта - региональных страхов в связи со слухами о различных новых эмбарго по отношению к Белоруссии и Украине. Эти слухи довольно активно распространяются и вызывают у населения определенное напряжение». Резкий рост цен в январе (а техника, например, после нового года вновь подорожала на 20-60 процентов), в том числе и на товары российского производства с импортными комплектующими, в отсутствие роста собственного производства и конкуренции отечественных товаров с продукцией из-за рубежа, может поставить многих буквально на грань выживания.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова