2014-й год: исчезла Россия, появилась Украина

 »   » 
  • Опубликованно
  • 2014-й год: исчезла Россия, появилась Украина

В 2014 году у меня исчезла Родина. Не оказалась на другом материке в ожидании новых встреч, не отдалилась в пространстве на расстояние океана, а именно исчезла. Та, прежняя, пусть тысячекратно несовершенная Россия, которую я любила, оказывается, намного больше, чем думала. Её не стало. На её месте неожиданно оказалось что-то другое, внешне похожее, но слишком пропитанное агрессией, ложью и войной. Именно она – пропаганда войны – отравила всё, что раньше было дорого сердцу. Все прежние ценности: стабильности, мира, покоя и счастья людей теперь оказались вывернуты наизнанку и переброшены на оправдание войны. Пропагандой войны заняты бывшие коллеги-журналисты, восхваление убийц и террористов звучит в церковных проповедях, школьные учителя и вузовские преподаватели оправдывают аннексию Крыма.

Его зловонный запах помутил разум многих моих знакомых, и они из, казалось, неглупых и совестливых людей превратились в настоящих зомби или, что еще хуже, в хладнокровных циников, не до конца потерявших ум, но почти до конца потерявших совесть. В сердца других людей этот дух, не получив над ними власти, сумел вселить отчаяние и страх. Не осталось ни одной сферы жизни, не задетой им.

Наша история переп 1000 исывается для обслуживания войны, наши жертвы служат лишь поводом для призывов к новым жертвам, осколки нашей правоты, которые еще хранились в прошлом – и те призваны теперь лишь обслуживать тонны лжи, которая ими прикрывается. И что самое страшное – эти изменения необратимы. Так, как раньше, уже не будет, и всё больше людей понимает – дальше будет только хуже. Боль и страх накрывает Россию – новую, уже окончательно изменившуюся Россию.

Мой хороший друг и автор «Нового Региона» Александр Шмелёв, подводя личные итоги года, писал: «Да, в 2014-м мы видели много ужасов. Но по сравнению с тем, что, вероятно, нас ещё ждет – это был, действительно, отличный год! И правда здорово, что мы провели его вместе. Думаю, мы будем еще долго вспоминать это с ностальгией. Примерно как наши предки вспоминали 1914-й в каком-нибудь 1918, 1920-м или 1937-м. Всё-таки несмотря на начало войны и первые жертвы, в этом году еще сохранялись остатки прежней нормальной жизни. И скоро мы научимся это ценить».

И Александр прав. В этой новой России, пришедшей на смену той стране, которую я любила, еще просвечивают иногда черты России прежней. Я вижу их во многих и многих сохранившихся из прошлого традициях и привычках, в мероприятиях и собраниях, во встречах и акциях, а главное – в людях, которые воплощают в своей жизни лучшие привычки и поступки из нашего общего прошлого. Эти люди несут образ прежней России сквозь новую, но она – новая – все больше и беспощаднее стремится их поглотить. Все сильнее в моём и их сознании разделяются эти два явления – прежняя жизнь и новая Россия. И от мысли, что так, как раньше, не будет уже никогда, становится нестерпимо больно, потому что все почти люди, все места, все воспоминания жизни связаны на данный момент лишь с одной страной по имени Россия.

Но в уходящем году появилась Украина. Появилась в первую очередь для самих украинцев – с новым смыслом, новым содержанием, новым ощущением Родины, с новой, омытой кровью ценностью свободы и независимости. И она – новая Украина – появилась и у меня. Истерзанная войной, но непокоренная, дружная, светлая, солидарная в общем горе, всё ещё несущая в себе тонны нерешенных проблем, но уже дающая надежду на их решение. А главное – появились люди – носители этой надежды, стерж 2000 ень новой Украины, впервые за последние годы окончательно осознавшей себя государством и нацией.

В нашем мире, где, мягко говоря, никто не свят, а политика – в принципе грязное дело, нравственно однозначные ситуации возникают крайне редко, можно сказать, экстремально редко. И тем, кому важен этот аспект, наверное, стоит порадоваться такой ситуации, даже с болью признавая, что правота в ней досталась не России.
Да, это был страшный год. Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие из нас за всю свою жизнь не теряли столько, как за эти несколько месяцев. И, скорее всего, многим предстоит потерять еще больше. Но этот год дал нам еще одну важную возможность – возможность выбора. Да, у каждого из нас в жизни бывают моменты своего, личного выбора – мелкого или глобального. Мы выбираем многое: работу, спутника жизни, города, страны, в которых живём, выбираем, как поступить в той или иной ситуации. Но война во многом обнулила все наши прежние выборы и дала возможность выбрать еще раз.

Кто бы ты ни был – бывший «беркутовец» или герой Майдана, космополит или националист, убеждённый патриот или либерал-диссидент (а почему, кстати, эти определения должны исключать друг друга?), журналист или военный, священник или домохозяйка – ты можешь решить, поддерживаешь ты войну или нет. Ты можешь решить, хочешь ли ты знать правду, или будешь прятаться от нее. И только ты решаешь, принимаешь ли ты на себя ответственность за происходящее, или перекладываешь ее на других.

Известны примеры того, как российские солдаты-срочники отказывались ехать в Украину, и в этом был их маленький подвиг. Я знаю множество случаев, когда благополучные и успешные люди шли добровольцами в зону АТО, где они действительно ежедневно рискуют жизнью. Я знаю множество журналистов, общественных и культурных деятелей, которые в угоду изменившейся конъюнктуре принялись клеймить инакомыслящих. Но знаю и тех, кто, несмотря на травлю, не боялся говорить правду и отстаивать её. И все мы знаем подобные примеры.

Мы смогли сделать новый, почти ничем не обусловленный выбор, сделать его практически с нуля, потому что, когда ситуация так резко меняется, все прежние доводы и аргументы уже недействительны, их время прошло. Только от самого человека зависит, будет ли он прямо или косвенно причастен к военным преступлениям. Я рада за тех, кто сделал правильный выбор, хотя понимаю, как нелегко этим людям. А еще все мы выбрали друг друга – в качестве соратников и друзей.

Я знаю, что в следующем году будет еще немало страданий, боли и крови, и больше всего на свете желаю, чтобы её было меньше. И ещё желаю, что не менее важно – никого и ничего больше не терять. Я не хочу, чтобы мы забывали, в какой боли, среди какого ада нашли и обрели друг друга – новую Родину, новых друзей, новую правду, и уж тем более какой радостью для нас стало сохранение старых друзей, не поддавшихся эпидемии лжи. Я желаю всем нам, по возможности, хранить друг друга, никогда больше не ошибаться и никого больше не терять.

Ксения Кириллова


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа