Если же дела в первую очередь в экономике идут неважно, то три элемента тоже создают круг, только с точностью наоборот. Неурядицы в экономике приводят к радикализации политических сил, которая пугает рынки. Испуг инвесторов приводит к росту процентных ставок и госдолга и заставляет власти энергичнее проводить политику жесткой экономии. Это же, как в классическом замкнутом круге, ведет к дальнейшей политической радикализации общества.
Правильность этой схемы можно доказать не только на многочисленных примерах. «Национальный фронт» во Франции, левая радикальная партия «Подемос» в Испании, многочисленные правые и левые в Италии и других странах реально претендуют сейчас на власть. Даже в благополучной Германии все громче заявляют о себе консерваторы - евроскептики из «Альтернативы для Германии».
Однако больше всего шансов стать первой радикальной партией, в данном случае левого толка, которая может прийти к власти в Европе, у греческой партии «СИРИЗА». Все три тура президентских выборов в греческом парламента не увенчались успехом. Предложенному греческим премьером Антонисом Самарасом кандидату так и не удалось набрать необходимого большинства голосов. Это значит, что парламент будет распущен и что уже 25 января в Греции пройдут внеочередные парламентские выборы.
К Элладе отношение в Европе настороженное. С этой страны и формально, и фактически в 2008 году начался кризис на континенте. Все эти годы Греция считалась главным «европейским больным». Она «переварила» две программы помощи ЕС, ЕЦБ и МВФ в общей сложности на 240 млрд. евро и в 2015 году начнет получать и третью программу, хотя она и будет не в пример первым двум значительно меньше.
В прошлом и особенно в первой половине нынешнего года в Греции наметились явные изменения в лучшую сторону. Из Афин все чаще стали раздаваться заявления политиков вплоть до самых высокопоставленных, которые все громче говорили об окончании кризиса. О том, что эти утверждения не лишены оснований, свидетельствует первый за много лет сбалансированный бюджет и даже то, что место Греции в европейском лазарете заняла Франция.
Однако кризис оказался не настолько слабым, чтобы от него можно было избавиться за два-три года. Несмотря на явные успехи, проблем у греческой экономики хватает. Об этом более чем красноречиво говорит и факт выделения тройкой кредиторов третьей линии кредитов в отличие от, скажем, точно так же получивших кредиты Ирландии и Португалии, но и возникновение широкомасштабного политического кризиса.
В конце года в Европе во весь голос и с большой тревогой вновь заговорили о Греции. Причем, экономическая составляющая сейчас явно отошла на второй план. На первом месте в умах еврочиновников и в столицах членов ЕС политика. Не исключено, что к власти в этой южно-европейской стране могут прийти радикалы из левой партии «СИРИЗА». По крайней мере, согласно опросам эта партия сейчас является самой популярной в Элладе.
Для Брюсселя появление в Греции левого правительства очень опасно, потому что «СИРИЗА» является партией евроскептиков. Ей и удалось завоевать популярность благодаря как раз антиевросоюзовской риторике на волне сверхострого недовольства греков политикой всех предшествующих правительств, которым под давлением кредиторов приходилось все крепче затягивать на них пояса. Политика жесткой экономии и снижения расходов, самым ярым защитником которой является Германия, привела к обнищанию населения, появлению сотен тысяч голодных и безработных и популярности радикальных партий типа «СИРИЗЫ» и ультранационалистической «Золотой зари».
Конечно, вполне возможный приход к власти левых радикалов из «СИРИЗЫ» и их союзников пугает не только европейских политиков, но и инвесторов. Левые, если, конечно, придут к власти, может, и не станут проводить референдум о членстве Греции в еврозоне, но они хотят списать как минимум половину госдолга Греции, утверждая, что рассчитаться по долгам греки все равно не смогут. Естественно, с этим намерением едва ли согласятся другие члены еврозоны и ЕС.
Показательно, что политический кризис в Греции пришелся на последние дни 2014 года, когда убаюканные затишьем финансовые рынки успокоились, считая, что кризис в Европе закончился. Ведомство Марио Драги в очередной раз спасло евро. Цена заимствований в Старом Свете на фоне обещаний ЕЦБ приступить в 2015 году к широкомасштабной программе количественного смягчения, резко снизилась. Однако события на крайнем юго-востоке континента показали всю иллюзорность самоуспокоенности. Кризис в Европе и еврозоне особенно далек от завершения, и Греция является наиболее ярким доказательством этого.