Дома. Сосед соревнует соседу, который к богатству
Сердцем стремится».
Еще одна цитата из классика, уже нашего современника: «Человек не знает, о чем мечтать, пока не увидит это в чужих руках». Все эти люди, хоть и не обремененные учеными степенями, совместно сформулировали важный закон общественного развития. Для социального прогресса необходимо новое сословие, отличающееся от прочего населения более высоким качеством жизни, наглядный пример благосостояния и одновременно – модель поведения, ведущего к успеху. Другими словами, требуется имущественное неравенство, катализатор социальной активности большинства. Как сказал уже упомянутый современный классик, «труднее всего человеку дается то, что дается не ему» - созерцание успешного и счастливого соседа, как показывает опыт, очень мощный раздражитель, способный вывести человека из зоны комфорта и заставить действовать. Большинство, пытаясь избавиться от этой занозы в мягких частях тела, либо вольется в новую социальную группу, либо попытается перераспределить имущество состоятельных соотечественников в свою пользу при помощи налогов, трансфертов или социальных волнений. В любом случае, в обществе начнется «движуха», научным языком – социальное развитие.
В России все последние несколько лет среди населения наблюдался завышенный уровень комфортности бытия. Доля довольных жизнью колебалась в пределах 75-90%, никогда не опускаясь ниже 70% (замеры проводились в крупных и средних городах России). С одной стороны, это здорово – такие уровни довольства жизнью гарантировали социальную стабильность, с другой стороны, комфортность бытия убивает экономическую активность. Главная наша проблема в том, что сегодня среднему россиянину практически некому завидовать.
Да, в стране имеется достаточно высокий уровень имущественного неравенства, 13-15% населения – это более или менее успешный средний класс. Но даже 15% - это слишком мало для того чтобы запустить необратимую цепную реакцию подражаний в образе жизни, прогресс шел бы быстрее при численности среднего класса примерно в треть населения страны. Если же брать верхнюю часть среднего класса и богатых, то половина из них сосредоточены в Москве, остальные – в нескольких крупных городах, то есть для основной массы населения они не являются раздражителем и примером для подражания. Люди просто их просто редко видят и выносят за скобки повседневной жизни.
В России не только некому завидовать, но и не у кого учиться. Социологические исследования показывают, что наибольшие шансы на успех в бизнесе имеют люди, которые выросли в предпринимательских семьях – на родительском примере они осваивают правила поведения и основы управления производством. В США, например, по данным Gallup, 49% подростков, выросших в семьях предпринимателей, хотели бы создать свой собственный бизнес. Но в России предпринимательская традиция была разрушена - слишком много времени прошло между концом 20-х годов XX века, когда свернули НЭП, до конца 80-х, когда снова были разрешены частные предприятия. Кстати, относительно безболезненному переходу стран Центральной Европы от социализма к капитализму помогло сохранение культурной традиции предпринимательства: частный бизнес там никогда не находился под тотальным запретом, в 90-е годы еще были живы люди, занимавшиеся предпринимательством в середине века.
Тут надо иметь в виду, что в девяти случаях из десяти стандарты качества жизни завозятся в страну извне, а не возникают на месте. Поэтому для России был бы полезен массовый туризм в Европу, а еще лучше – трудовая миграция туда и обратно. Если Европейский союз действительно хочет развития России, он должен был бы организовать на своей территории массовые стажировки для сотен тысяч предпринимателей, специалистов, студентов и прочей российской молодежи. Пожив за границей, они поняли бы, что такое европейский образ жизни, как в реальности устроен продвинутый бизнес, какие для него требуются навыки и философия. Возникла бы зависть к богатым иностранцам, причем зависть конкретная, прикладная, оснащенная знаниями о том, как догнать и перегнать богатых буржуев. Трудно придумать что-то более благоприятное для экономики, нежели высадка в российской провинции десанта целеустремленных соотечественников, поживших за границей и намеренных порвать проклятых конкурентов как тузик грелку, обогнать их по качеству жизни.
Собственно, и сейчас таких немало. Как показывают социологические исследования, 26% россиян ставят перед собой целью жить не хуже средней западноевропейской семьи, и еще 11% - жить лучше, чем в Западной Европе. В основном это молодежь и люди в возрасте до 40 лет, работающие в недвижимости, финансах, ресторанном и гостиничном бизнесе. Как правило, это либо владельцы (руководители) предприятий, либо частнопрактикующие специалисты. К сожалению, из-за кризиса доля амбициозных россиян снижается: год назад ориентирующихся на западноевропейский стандарт качества жизни было заметно больше.
Данные ЦСИ Росгосстраха
Беда в том, что россияне в своей основной массе мало ездят за пределы страны. По данным Левада-центра, чаще чем раз в год за границу выезжают примерно 8% населения, а 60% никогда не бывали за пределами бывшего СССР. Те, кто часто путешествует за границу – это, как правило, предприниматели и управленцы с высоким уровнем дохода, не старше 40 лет. Тут опять же возникает вопрос: они ездят за границу, потому что богатые, или наоборот – богатые, потому что ездят за границу? Скорее всего, и то, и другое. Высокий уровень удовлетворенности жизнью в России в большой степени определяется тем, что россияне мало путешествуют и не имеют примеров для подражания. В Венгрии, например, ВВП на душу населения сравним с российским, но рядом благополучная Германия. Поэтому довольны жизнью там не 85%, как у нас, а 47% населения, в Болгарии – 34%.
Ну а пока в массовом сознании россиян царят настроения, описанные Архилохом с острова Парос в VII в. до н.э.:
Мне дела нет до Гига1 многозлатного.
Чужда мне зависть, на богов не сетую
И царской власти не ищу величия, —
Все это далеко от взора глаз моих.
Давайте не будем подражать застойным древним грекам, будем путешествовать, по-хорошему позавидуем успешному соседу, оторвемся от дивана и пойдем работать, чтобы и у нас было не хуже. И Господь подаст трудящимся. Солнце жизни новой на земле зажжем.
С новым годом!
[1] Гиг, Гигес – царь Лидии, известный своим богатством.