Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи

 »   » 
  • Опубликованно
  • Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи

Низкий спрос, явно не заложенный в финансовые модели авиакомпаний, и высокая долговая нагрузка плохо сочетаются друг с другом. Когда вполне просчитываемые, но не учтенные авиакомпаниями риски встретились с рисками субъективными и непредсказуемыми (санкции и девальвация), авиаторы стали жать на единственную работающую в такой ситуации кнопку приборной доски - госпомощь.

Помощь правительства пришла, причем быстрее, чем в прошлый кризис, когда механизм госгарантий раскручивался крайне медленно. Но все равно некоторым авиакомпаниям нужно сильно постараться, чтобы выжить.

Прогноз на ближайшее будущее неутешительный: экономическая ситуация в стране сделала невыгодным отдых за рубежом, поэтому мобильность россиян начнет снижаться. Авиакомпании будут работать либо на грани рентабельности, либо и вовсе уйдут в убытки, уверяют эксперты.

Заграница нам не по карману

Главной неприятной неожиданностью 2014 года для отечественной авиации стало замедление темпов роста пассажиропотока к концу года.

Как следует из статистки Росавиации, с начала года пассажиропоток демонстрировал позитивную динамику, медленно, но верно нарастая. Пик пришелся на август, в этом месяце российские авиакомпании перевезли 11 млн человек, почти на 12% больше, чем годом ранее.

Глава аналитической службы агентства Авиапорт Олег Пантелеев отмечает, что главным драйвером роста пассажиропотока в летние месяцы стали граждане, отправляющиеся на отдых. В частности, огромной популярностью пользовался Крым (по данным Росавиации, начиная с марта, когда полуостров вошел в состав РФ, туда слетали 2,4 млн россиян). Аэропорт Симферополь летом поставил рекорды по пассажиропотоку, отмечает Пантелеев, как и аэропорт Сочи в дни зимней Олимпиады.

На этом позитив заканчивается. Начиная с сентября темпы роста стали заметно снижаться. Так, в ноябре авиакомпании перевезли 6,4 млн человек, что всего на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Доходы населения в евро сократились, отдыхать за рубежом стало невыгодно, многие туристические компании обанкротились, а спрос на международные перевозки упал, - констатирует Пантелеев. С ним соглашается и главный редактор журнала Авиатранспортное обозрение Алексей Синицкий, подчеркивая, что упала глубина продаж авиабилетов, и в будущем рынок ждет падения перевозок.

Мы настолько привыкли к двузначной динамике, что резкое изменение экономической ситуации в стране вызвало своеобразный шок. В этом сошлись вместе как общеэкономическая ситуация в стране, так и отраслевые проблемы, которые долгое время старались не замечать, - отмечает замгендиректора ИК Регион Анатолий Ходоровский.

Жаркое лето 2014-го

Лето 2014 года стало очень богатым на авиационные события. Самой нашумевшей и, пожалуй, самой нелепой, стала история низкобюджетного авиаперевозчика Добролет. Пассажиры с нетерпением ожидали начала полетов Добролета, радуясь, что в стране наконец-то появится собственный полноценный лоукостер. Интерес к Добролету активно подогревала и его материнская компания - Аэрофлот.

И вот, широко разрекламированный лоукостер 10 июня с помпой отправился в первый полет на полуостров Крым, а уже 4 августа компания была вынуждена остановить свою деятельность. Причиной тому стали санкции Евросоюза против Добролета. Европейские чиновники посчитали, что компания поспособствовала интеграции Крыма в состав России. Среди физлиц из санкционного списка было принято подобными аттестациями гордиться - в публичных комментариях, по крайней мере. Аэрофлот как госкомпания, возможно, и рад бы был присоединиться к волне гордости за себя, но на одной только гордости самолеты иностранного производства не летают.

Многие тогда задавались вопросом: Продолжил бы свою деятельность Добролет, если бы выбрал не Симферополь в качестве первого направления из маршрутной сети?. Ответа не нашли.

Аэрофлот горевал недолго. В конце сентября стало известно, что Добролет реинкарнируют, правда, под другим, подчеркнуто патриотичным названием - Победа. Победа полетела в декабре, но не в Крым. Наученная горьким опытом, от полетов на полуостров компания отказалась.

Но не меньше россиян волновала судьба и других авиаперевозчиков. В августе о своем уходе с рынка из-за тяжелого финансового положения сообщили Московия, Былина (тогда же обанкротились несколько крупнейших туроператоров).

В тройке авиационных лидеров тоже оказалось все неспокойно. Еще в июне ЮТэйр, третий по пассажиропотоку авиаперевозчик в России, объявил о запуске программы повышения эффективности и структурной оптимизации издержек Импульс (неудивительно, ведь в 2013 г. авиаперевозчик получил чистый убыток по МСФО в размере 4,5 млрд руб. против прибыли годом ранее). Но, очевидно, это не помогло, и к осени долговые проблемы ЮТэйр всплыли на поверхность. В октябре авиаперевозчик получил первый крупный удар - аэропорт Внуково перевел систему взаиморасчетов с ЮТэйр на предоплатную. Внуково аккуратно предупредило ЮТэйр, что наливать в долг не будет, - резюмирует Пантелеев.

Пытаясь выжить, компания ЮТэйр начала договариваться с банками о пролонгации кредитов и снижении ставок по ним, а с производителями самолетов Airbus и Boeing - о переносе поставок законтрактованных воздушных судов. В ноябре, тем временем, в суды стали поступать иски к авиакомпании. Но самым сложным спором для утопающего в финансовых трудностях авиаперевозчика стала тяжба с Альфа-банком. Известный своей строгой позицией по отношению к должникам, банк подал против авиакомпании более 10 исков и по двум из них добился ареста некоторого имущества ЮТэйр. Также в ноябре-декабре прокатилась серия дефолтов по облигациям дочки ЮТэйр- ЮТэйр - финанс на общую сумму около 3 млрд руб.

Для нашей авиакомпании, как и для всей отечественной авиационной отрасли, 2014 год выдался непростым. Ухудшение экономической конъюнктуры вследствие введения международных санкций, резкой девальвации национальной валюты и краха отечественного туристического рынка серьезно сказалось на всех без исключения участниках авиационного рынка, - поясняет представитель ЮТэйр. Он также отмечает, что, несмотря на эти трудности, авиакомпания в течение года демонстрировала высокие производственные результаты.

В начале осени пошли слухи, что и вторая крупнейшая авиакомпания России - Трансаэро обратилась за господдержкой в правительство. Впрочем, сам авиаперевозчик эту информацию до поры до времени опровергал, уверяя, что справится с трудностями собственными силами. А в октябре стало известно, что Трансаэро все-таки обратилась в Минэкономразвития с просьбой о выделении госгарантий. Ведомство посчитало это возможным.

Ну, и наконец, группа Аэрофлот впервые за несколько лет ушла в минус: в первом полугодии 2014 г. она получил чистый убыток в размере 1,9 млрд руб., а за 9 месяцев - уже 3,56 млрд руб.

Убытки за I полугодие у Аэрофлота скорее были неожиданными, хотя и вероятными. Что касается итогов 9 месяцев, то отрицательный финансовый результат на общем экономическом фоне был вполне прогнозируемым, - отмечает Ходоровский.

С ним соглашается Пантелеев, который отмечает, что сейчас авиаотрасль в целом фиксирует убытки. Те тарифы на билеты, которые сейчас есть у авиакомпаний, не покрывают издержки. Платежеспособный спрос сокращается, уже очевидно, он будет (в 2015 году - ИФ) ниже, чем в 2014 г. При этом величина падения на международных воздушных линиях будет двузначной, то есть больше 10%, - уверен эксперт.

Государство спешит на помощь

Начиная с августа многие авиакомпании аккуратно намекали российскому правительству, что доброе слово и госпомощь эффективнее, чем просто доброе слово. Правительство откликнулось не сразу. В октябре замглавы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что обсуждается вопрос субсидирования процентной ставки по кредитам. Кроме того вице-премьер Аркадий Дворкович не раз отмечал, что форма помощи авиакомпаниям обсуждается. Перешли к активным действиям только тогда, когда в декабре распространилась информация о возможности приостановки полетов Трансаэро из-за сложного финансового положения, впрочем, опровергнутая компанией. Через несколько дней правительство приняло решение выдать авиакомпании госгарантии под кредит до 9 млрд руб. Позже Дворкович заявил, что первые в очереди на получение госгарантий - это именно авиакомпании. Первый кандидат - это авиаперевозчики Трансаэро и ЮТэйр. Им эти гарантии необходимы, - отмечал он.

Пантелеев считает, что помощь пришла поздно. Сегодня стало очевидно, что меры, планируемые и рассматриваемые для поддержки отрасли, запоздали. Даже если банк выдаст кредит по ключевой ставке +0,5%, кому нужен кредит под 17,5%?, - недоумевает эксперт.

По его мнению, подвел отечественных авиаторов прежде всего рубль и, если бы не события, связанные с падением курса, в целом год для авиаотрасли был удачным в финансовом отношении. Но вот незадача, рубль упал, расходы авиакомпаний по лизингу воздушных судов, отчасти по ремонту и обслуживанию, выросли. Все эти вещи номинированы в иностранной валюте, даже расходы на персонал отчасти включают в себя валютную составляющую, ведь когда речь идет о повышении квалификации на ежегодных тренажерных тренировках, на многие типы самолетов это возможно только за рубежом, - отмечает эксперт.

Вообще господдержка не может быть лекарем от всех болезней, предупреждают эксперты, компаниям нужно внимательнее подходить к собственным стратегиям.

Авиакомпании на протяжении долгого времени демпинговали и воевали друг с другом из-за избыточной провозной емкости. Ряд авиаперевозчиков продолжают это делать. Некоторые регулярные компании предлагают билеты в Берлин на март в оба конца за 5 тыс. рублей. Ни один локуостер не полетит за такие деньги, - рассуждает Ходоровский.

Подводя черту, он отмечает, что о привычных за последние несколько лет двузначных темпах роста пассажиропотока авиаотрасли придется забыть. А вероятно, что и вообще о его росте, - отмечает эксперт. По его словам, оптимизация деятельности, которой сейчас заняты многие авиакомпании, в том числе и сокращением маршрутной сети, откроет нишу для проекта Победа. Но речь, скорее всего, пойдет не о новых пассажирах, а о перехвате прежних. В самом пессимистичном сценарии кризисного падения доходов населения может и этого не случиться, - рассуждает Ходоровский, добавляя, что в целом концентрация отрасли будет только возрастать.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа