Уходящий год запомнится автомобилистам надолго. В стране полностью сменилась система выдачи водительских категорий, что повлекло за собой подорожание обучения. Сами машины из-за скачка спроса в ноябре и декабре к конце году стали настоящим дефицитом. Расширение платной парковки и массовая эвакуация автомобилей на улицах Москвы спровоцировали появление новых форм протеста — водители начали физически мешать вывозу своих машин на штрафстоянки.
Новые водительские права и подорожание услуг автошкол
C 1 апреля в России заработали водительские удостоверения нового образца. Изменения затронули внешний вид только оборотной части пластиковых карточек: там появились новые категории и подкатегории. В частности, введена категория «М» — для мопедов. Такие права будут выдавать с 16 лет, но те, у кого уже есть действующие права любой категории, также получат законную возможность управлять данным транспортным средством. Кроме того, появились категории Tm — трамваи и Tb — троллейбусы, подкатегории А1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см, В1 — квадроциклы и трициклы, С1 — грузовики массой до 7,5 тонны, D1 — автобусы, вмещающие до 16 пассажирских мест.
Еще одним важнейшим нововведением стало появление отметки Automatic Transmission Only: ее ставят только тем, кто проходил обучение на автомобиле с автоматической коробкой передач. Такие водители не будут иметь права управлять автомобилем с механической трансмиссией.
Однако, как выяснила «Газета.Ru», обладатели новых «розовых» водительских удостоверений столкнулись с проблемам пои общении с полицейскими за границей. Поскольку из документа пропала надпись по-французски «Permis de conduire», некоторые стражи правопорядка сомневаются в том, что перед ними именно права, и не верят в подлинность документа.
При этом в связи с появлением новых требований к автошколам (к примеру, преподаватели теперь должны иметь высшее образование, а учебные площадки должны занимать территорию площадью не менее 0,24 га.) стали заметно повышаться цены на обучение будущих водителей. Участники рынка уверены, что стоимость обучения в итоге может вырасти до 80–100 тыс. рублей.
Подорожание полиса ОСАГО
Лимит по ущербу имуществу в ДТП с 1 октября этого года увеличен с 120 тыс. до 400 тыс. руб. Однако вслед за повышением лимита ответственности стала стремительно расти и стоимость самих полисов ОСАГО. Так, с 11 октября «автогражданка» подорожала на 23,2–30%. Однако сами страховщики рассчитывали на еще более существенное повышение тарифов. Поэтому, чтобы компенсировать убытки, которые терпят страховые компании, осуществляя выплаты по ОСАГО, они повышают стоимость каско. Так, одному владельцу Subaru Forester 2013 года выпуска в его страховой компании недавно предложили продлить полис каско не за 75 тыс. руб., как в прошлом году, а за 100 тыс. руб. Обладательнице Lexus RX270, которая ранее отдавала за полис 80 тыс. руб., в этом году пришлось раскошелиться на 120 тыс. руб.
Проверка на пьянку без понятых
С ноября 2014 года благодаря новым поправкам в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ практически перестал существовать институт понятых. Произвести различные процессуальные действия, например проверку водителя на состояние опьянения, инспектор может без участия двух понятых. Однако в такой ситуации весь процесс должен быть записан на видеокамеру. Практически все патрульные машины снабжены видеорегистраторами, но для съемки может применяться и смартфон: специальных требований к устройствам в КоАП нет. Видеозапись будет прилагаться к административному протоколу. Это нововведение призвано облегчить работу сотрудников ДПС в малонаселенных местностях, где найти двух понятых бывает весьма затруднительно.
За штраф не посадят на 15 суток
Еще одним важным изменением в КоАП стала отмена такой меры наказания за неуплату штрафов, как арест. Вместо этого суд может удвоить нарушителю сумму задолженности по штрафам либо назначить обязательные работы на срок до 50 часов. Речь идет только о тех штрафах, которые выписываются на основании данных комплексов фото- и видеофиксации. За неоплаченные штрафы, которые инспектор выписал лично, по-прежнему могут арестовать на 15 суток.
Номера не снимут
Ушел в прошлое и такой вид наказания водителей, как снятие номеров. Эта мера была предусмотрена законом в том случае, если водитель не смог предъявить инспектору полис ОСАГО. Кроме того, снять номера сотрудник ДПС имел право за нарушение правил по допустимой тонировке стекол автомобиля. Изменяется и закон, запрещающий ездить с нечитаемыми номерными знаками. Раньше наказание (штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев) применялось только в том случае, если водитель прикрывал номерные знаки, например куском бумаги, или не очищал их от грязи. Теперь привлечь к административной ответственности могут водителя, автомобиль которого оборудован так называемой «электрической шторкой», с помощью пульта управления позволяющей из салона машины закрывать номерной знак от камер или сотрудника ДПС.
Паркмены и расширение платных парковок
Расширение зон платной парковки в столице, высокие штрафы, до конца не отрегулированная на законодательном уровне эвакуация за неправильную парковку стали косвенной причиной появления так называемых «паркменов». Так в СМИ прозвали водителей, которые отказываются покидать свои автомобили даже тогда, когда машина уже загружена на спецтранспорт. Первым стал московский водитель пикапа Mazda Константин Алтухов. Он почти сутки просидел в своем автомобиле, но сумел уберечь его от эвакуации.
Подорожание автомобилей
Из-за обвала курса рубля в конце года производители стали массово повышать цены. Некоторые компании начали делать это еще в октябре-ноябре, другие сменили ценники уже в декабре. Автокомпании используют разную тактику — кто-то поднимает цены всего на несколько процентов, но несколько раз, а кто-то единовременно, но более ощутимо. При этом не стоит забывать, что у дилеров найти машины по официальной стоимости, особенно в период ажиотажного спроса, практически нереально.