Документ уже прошел первый круг согласования. В ближайшее время он будет внесен в правительство.
Однако обращаться в суд будет возможно после того, как антимонопольный орган примет решение о нарушении закона о конкуренции. Действительно доказать убыток от монопольных действий или картельного сговора производителей либо продавцов рядовому гражданину сложно, поэтому к решению проблемы подключаются антимонопольные органы, которые должны сделать этот механизм работающим и гарантированным, нацеленным на то, чтобы компенсировать цену товара, который был приобретен у компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, подчеркнул представитель ФАС.
Антимонопольное ведомство не опасается большого наплыва заявлений после принятия нового закона. Однако прогнозы по росту цен позволяют усомниться в таком оптимизме. Так вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий АПК, считает, что рост цен на большинство продовольственных товаров превысит в 2015 году 10%, а стоимость некоторых видов товаров может вырасти на 20%. Да и по данным самой ФАС, которые озвучил замглавы ведомства Андрей Цыганов, число жалоб на рост цен увеличилось за последнюю неделю - за 7 дней получено 354 обращения. Большая часть жалоб касается роста цен на гречку, а также на овощи и фрукты. По его словам, в последнее время растет число обращений по поводу повышения цен в оптовом звене. Их доля составляет 5-7% от общего количества жалоб.
ФАС начала мониторить цены после того, как Россия запретила 7 августа в рамках ответных санкций ввоз некоторых видов продовольствия из США, Канады, ЕС, Австралии и Норвегии.
Представленная схема может оказаться работоспособной, но не совсем эффективной, считает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «Фактически, ФАС должна была изначально отслеживать стихийные повышения цен на рынке, особенно в случае с их явно «искусственным» завышением, как в случае с гречкой. Опираясь на факты, можно вспомнить, что подобная ситуация уже повторялась в Санкт-Петербурге в последние несколько лет и не является чем-то из ряда вон выходящим. Складывается впечатление, что цены повышались намерено, а если смотреть на случай с гречкой - так и вовсе для того, чтобы сбыть остатки перед тем, как на рынок попадет урожай текущего года, который был выше нормы в три раза. С другими продуктами не все так прозрачно. Цены на рыбу и птицу уже поднялись достаточно сильно, по некоторым видам рыбы - на 50-60%. С учетом дефицита в магазинах семги, лосося и форели, цены на которые начинают подбираться к отметке 1000 рублей за килограмм, в 2015 году цена может быть еще повышена, вплоть до 25-30% в течение года. То же самое относится к сырам», - рассказал он «Эксперт Online».
Компенсация - это конечно хорошо, но сперва нужно будет умудриться доказать факт нарушения закона о конкуренции, что зачастую практически невозможно, замечает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. «Учитывая, что для рядового потребителя это абсолютно невыполнимая задача, остается надеяться, что ФАС, гарантирующая, что этот механизм будет работать, действительно нацелена на пресечение нарушений антимонопольного законодательства в этой сфере. Также необходимо учесть и тот факт, что текущая ситуация с удорожанием практически всех продовольственных товаров связана в большей степени не с ценовым сговором, а с ухудшением экономической конъюнктуры, с которым столкнулась российская экономика. Есть множество факторов, которые по сути, не оставили иного выбора производителям, кроме как адаптироваться к меняющейся потребительской реальности и понемногу повышать цены. Среди них: наличие устойчивых девальвационных ожиданий российской валюты, заоблачная инфляция, сокращение и удорожание импорта, снижение инвестиций, общая неопределенность, рост транспортных расходов и стоимости закупок упаковочных материалов. Чтобы повлиять на текущую ситуацию, государству лучше сконцентрироваться на решении проблем, которые привели к этому, нежели принуждать производителей и поставщиков работать в ущерб себе», - считает он.
Схема будет работать только в случае коллективного обращения и жалоб на рост цен в ФАС, но, собственно, именно для этого антимонопольная служба и создана, подчеркивает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. «В отношении рядового россиянина она не заработает, поскольку требуется соблюдение слишком большого числа нюансов. С оптовым звеном, естественно, нужно работать плотно, так как тут вероятность ценового сговора выше. Все остальное - только видимость работы», - полагает она.
Заморозки на полкахВместе с тем Андрей Цыганов считает, что заморозка цен на продукты питания приведет к исчезновению товаров с рынка. «Установить предельные надбавки к цене поставщиков можно, зафиксировать цены тоже, но механизмов для полной заморозки цен на все виды продовольствия у ФАС нет», - заметил он и добавил, что у правительства есть возможность поставлять на рынок дополнительное продовольствие из госрезерва, а рынок продуктов питания, по его словам, «очень конкурентен».
Между тем президент Владимир Путин заявил во время ежегодной пресс-конференции, что нужно контролировать рост цен на бензин и продукты питания. «Цены на бензин, продукты питания - надо этим заниматься, причем надо работать в ручном режиме ежедневно, еженедельно, встречаться с производителями, с участниками рынка, с торговыми сетями, с розницей и нефтяными компаниями, которые у нас в некоторой степени рынок монополизировали, ФАС должна как следует работать», - подчеркнул он. А министр промышленности и торговли Денис Мантуров заверил, что власти готовы использовать механизм заморозки цен в случае необходимости.
Заморозку цен необходимо применять только в крайнем случае, уверен управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «В России все-таки действует рыночная экономика, и если основные постулаты рыночного ценообразования будут нарушены, ни к чему хорошему это не приведет. Исчезнет стимул для частной промышленности, снизится конкурентное ценообразование, и вообще это может серьезно подорвать и так невысокое доверие бизнеса к власти. Поэтому применять подобную меру лучше только в том случае, если на том или ином рынке доминируют почти тотально спекулянты, а рост цен превышает 80% в годовом выражении», - уверен он.
Ожидать продовольственную инфляцию на низком уровне в следующем году не стоит, уверен Юрий Прокудин. «Пока внутренний рынок начинает постепенно наполняться отечественной продукцией, полностью заменить все то, что поставлялось, например, из ЕС, мы не можем. В связи с этим минимальный возможный уровень инфляции составит порядка 10%, но в ряде случаев может дойти и до 30%», - прогнозирует он.