Находясь под домашним арестом, Алексей Навальный стремительно терял политические очки. Моральный победитель столичных мэрских выборов годовалой давности лишился главного оружия - раскрученного блога и практически выпал из политической повестки дня. На волне всероссийского энтузиазма с какого-то рожна начал клеймить Олимпиаду в Сочи, спохватившись и заняв более умеренную позицию лишь к середине соревнований. В твиттере весной-летом этого года оппозиционер больше говорил о себе-любимом и ворохе материалов по собственному уголовному делу, а не об актуальной повестке дня. Многое делал невпопад. Противостоял аннексии или вхождению в состав России Крыма в марте и заявил о том, что не намерен его возвращать Украине, как бутерброд с колбасой в октябре. Часть бывших противников отметила, что Леша-адвокат не такой уж и конченный национал-предатель, часть бывших сторонников предала анафеме и объявила путинским спойлером против реальной оппозиции.
В октябре прошлого года политологи называли Навального едва ли не официальным преемником Зюганова в роли путинского спаринг-партнера. В феврале позапрошлого кандидаты в президенты от оппозиции, имея призрачные шансы набрать хороший процент, включали трэндового политика в свою будущую команду. Геннадий Зюганов и Сергей Миронов заявляли об этом в эфире федеральных каналов. И даже называли должность, на которой хотели бы видеть настырного блогера - председатель счетной палаты.
Теперь это в прошлом. На первый план с начала осени вышел Михаил Ходорковский, заявивший о президентских амбициях и возобновлении политической деятельности. 10 лет тюрьмы и непробиваемый статус мученика режима делают фигуру экс-главы ЮКОСа куда более сильной. Опальный олигарх готов возглавить объединенную оппозицию, с чем откровенно не справился Навальный, он же планирует развивать информационные проекты, готов уживаться в одной лодке с левыми, правыми, центристами и самим Навальным, не стремится при первом удобном случае на эмоциях врезать подзатыльник в своем твиттере своему товарищу, с которым не сошлись во взглядах. Тюремное заключение в политическом плане, безусловно, пошло на пользу миллиардеру, который выглядит оппозиционером, искупившим свою вину и перед народом, и перед родиной.
К Навальному отношение более противоречивое. Писатель Эдуард Лимонов, оттрубивший некоторое время в настоящей тюрьме, считает именно срок показателем состоятельности оппозиционера, а его отсутствие или замена в лице домашнего ареста - трагедией политика, который никогда не обретет статус истинного борца с системой. По тюрьмам моталась львиная дол 2000 я оппозиционеров XX века, приходивших к власти. От Ленина до Саддама Хуссейна и Нельсона Манделы.
Сегодня перед Навальным открыто три сценария-перспективы.
Первая - стать новым Ходорковским и испить чашу правосудия до дна, получив 10 лет строгача, как это произошло с экс-главой ЮКОСа и финансовыми преступниками. При таком раскладе бывший адвокат сможет выйти из тюрьмы триумфатором, ведь, по мнению либеральной общественности, статус несистемного оппозиционеера дает человеку индульгенцию, точно такую же, какую дает ему статус экс-министра обороны.
Вторая перспектива Навального - стать Удальцовым №2. Лидер Левого Фронта получил по политической статье 4,5 года, хотя мог все 10. Правозащитники оценивают такие уполовиненные переговоры однозначно - вина высосана из пальца, но не наказывать нельзя. Самый благоприятный сценарий для оппонента Кремля, при котором он сможет оказаться на свободе через 2-3 года, абсолютно боеспособной и не утратившей актуальность единицей.
Ну и, наконец, третий завтрашний день - самый плохой по версии Лимонова - признание невиновным. В услових падающего рубля и экономических проблем новый приговор прозападному политику может спровоцировать виток санкций со стороны Европы и США. Политически мотивированное освобождение из-под стражи может насегда оставить Наавального в тени Ходорковского.
Тем не менее, потенциальную силу политика по-прежнему чувствуют его недавние соратники. Депутат Госдумы от Справедливой России Валерий Зубов счел нужным заступиться за оппозиционера. Если вы делаете ставку на частный бизнес (а других вариантов для выживания нет), придется перестроить всю правоохранительную систему. От этого не уйдешь. В деле Кировлеса и Ив Роше, направленных против братьев Навальных, ни один экономист не может найти состава преступления. Более того, Ив Роше заявляет, что никаких убытков нет и компания готова продолжить сотрудничать с братом Алексея. Все свидетели дали показания в пользу Навальных. И их собираются осудить? Если наша правоохранительная система будет поддерживать следствие в его рэкете, если она останется политизированной, нам от сегодняшних трудностей не уйти, - предостерегает фемиду законодатель.
Тем не менее, переживания и самого оппозиционера, и его соратников понятны. Статус узника совести в современном государстве хоть и дает некоторый гандикап, но отнюдь не гарантирует политического триумфа. Юлии Тимошенко, например, не помог. Ушла в тюрьму оранжевая леди с косой самым популярным политиком, а вернулась... позади Петра Порошенко и бывшего подопечного Арсения Яценюка. Узник №2 Юрий Луценко так и остался политиком второго плана, паразитирующим на имидже действующего президента. Потому не исключено, что и после тюремной гастроли, если она состоится, несистемный оппозиционер не сможет выйти из тени Михаила Ходорковского и будет играть в оппозиции лишь вспомогательную роль.
Обозреватель Noteru.com Cергей РУНЬКО