Однако хорошей новостью стало то, что страны ЕС не стали вводить новых общероссийских санкций. Более того, они резко смягчили риторику в адрес Москвы. «ЕС должен работать с Россией, это имеет стратегическое значение. Мы должны подтолкнуть Россию к выходу из украинского кризиса и продолжить работать с ней по ключевым международным вопросам», - говорит итальянский премьер Маттео Ренци. А Ангела Меркель, которая взяла на себя роль главы антироссийского лагеря в ЕС, заявила, что Евросоюз рассмотрит вопрос о снятии санкций с России «при условии сохранения территориальной целостности Украины». Причем она не пояснила, включает ли Германия в вопрос территориальной целостности возврат Крыма. Более того, Меркель даже назвала правильным создание «большого экономического пространства» через интеграцию экономик ЕС и стран Евразийского союза. И, наконец, самое невероятное - она назвала Путина человеком, заслуживающим доверия. «Если президент Путин говорит о том, что выступает за территориальную целостность Украины, то его словам нужно верить, - говорит Ангела Меркель. - И мы должны сделать все, чтобы эта политика была реализована. Мы настроены на политический диалог с Россией».
Изменение позиции связано, вероятно, с несколькими причинами. Во-первых, усталостью Запада в целом и Европы в частности от иррациональности новой Украины и тягот, связанных с ее содержанием. Не случайно Петра Порошенко на саммит ЕС не пустили, хотя он откровенно напрашивался. «Мы хотим помочь Украине, но условием для этого является проведение действительных экономических реформ на Украине, энергичная и крупномасштабная борьба с коррупцией», - говорит Ангела Меркель. Для Киева ситуация крайне неприятная. Напомним, что сейчас Порошенко нужно еще от 10 до 15 миллиардов евро, причем в самое ближайшее время. И если украинские власти эти деньги не получат, то стране грозит дефолт.
Во-вторых, все больше и больше людей в Евросоюзе осознают бессмысленность и даже контрпродуктивность санкций. «Санкции не смогут поставить на колени ни экономику, ни политику России. По моему мнению, они даже в среднесрочной перспективе не окажут желаемого эффекта в плане поставленных целей», - говорит председатель Восточного комитета немецкой экономики Энтони Кордес. Он добавляет, что эти санкции «создают в России что-то вроде менталитета-баррикады, и российский народ не отвернется от президента Владимира Путина». Более того, Запад играет на развал медленно создаваемого в России гражданского общества - в нынешних условиях люди не будут выходить на улицы и требовать либерализации политико-экономической жизни, поскольку винят в случившихся с Россией событиях именно Запад. А российская либеральная оппозиция, выступающая за ужесточение санкций, лишь загоняет себя в угол и становится предательской для все большей части населения страны.
Наконец, в-третьих, Европа признает собственную взаимозависимость с Москвой и вред от российского кризиса для европейской экономики. Математика простая - чем больше падает рубль, тем меньше европейских потребительских товаров купят россияне. «Я хочу четко обозначить: сложное экономическое положение России - это не хорошая новость. Ни для жителей России, ни для Украины, ни для ЕС, ни для остального мира», - говорит Федерика Могерини.
Смягчение позиций лидеров стран-членов ЕС не означает, что кризис в отношениях преодолен - речь идет о попытках вернуть его в контролируемое русло. При этом Москва продолжает рассматриваться как недружественный элемент. Именно поэтому европейские лидеры заявили о намерении создать некий Энергетический союз, который якобы должен ослабить зависимость энергетическую зависимость от России. Не столько с точки зрения сокращения объемов, сколько с точки зрения переговорного процесса. «Смысл этого энергетического союза в выработке общей позиции по отношению к “Газпрому”. Она позволит выработать единую цену и условия контрактов для поставок российского газа в страны ЕС и, соответственно, ослабит переговорные позиции “Газпрома”. Сегодня российская газовая монополия может, например, снижать цену политически дружественной стране или той, которая пустила россиян на внутренний газораспределительный рынок» - поясняет сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Однако реализация этого проекта в ближайшем времени, не говоря уже о 2015-2016 годах, маловероятна. «Во-первых, контрагенты должны согласиться на такой вариант, а, во-вторых, создание Союза невозможно до тех пор, пока не истекут сроки действия контрактов “Газпрома” с европейскими странами. А некоторые из них рассчитаны до 2025 года», - продолжает Дмитрий Марунич. Дополнительные задачи Энергетического союза - в частности, углубление и ускорение научных исследований и внедрение инновационных технологий в сфере энергетики также теряют свою актуальность из-за низких цен на энергоносители. Неудивительно что ЕС продолжает разговор с Москвой по возрождению Южного Потока. Власти Болгарии уже заявили, что будут продолжать работу над проектом.