На третьем месте Mercedes - за 11 месяцев продажи выросли на 80%, до 8,404 тыс. штук за январь-ноябрь. При этом в ноябре его продажи увеличились более чем в 2 раза, до 1,269 тыс. штук.
Продажи Lada за 11 месяцев выросли на 47,3%, до 7,781 тыс. штук. В ноябре компания нарастила продажи на 40%, до 770 штук.
На пятом месте Ford - за 11 месяцев продажи упали на 24,6%, до 7,406 тыс. штук, в ноябре - на 33,5%, до 742 штук.
Далее следуют FIAT, Volkswagen, Peugeot, Hyundai и Citroen, чьи продажи упали как за 11 месяцев, так и за ноябрь.
В будущем году, даже несмотря на продление программы утилизации автомобилей, которая поддержала рынок к концу года, падение продаж может оказаться еще больше.
Автостат провело опрос, в котором две тысячи автовладельцев спросили о влиянии экономической ситуации на решение о приобретении нового автомобиля.
Из числа опрошенных отказаться от покупки готовы 25% респондентов, 21% согласны приобрести более бюджетный авто, а 20% не поменяют своего решения, несмотря на нестабильность в экономике.
Почти 10% граждан готовы рассматривать возможность покупки автомобиля с пробегом, но есть и такие, кто готов купить машину раньше запланированного – их оказалось 6,2%. Вариант «Затрудняюсь ответить» выбрали 18,3% россиян.
Тем временем автодилеры уже начали поднимать цены на новые автомобили. Так, например, Nissan объявила о повышении цен на ряд моделей своей линейки с 17 декабря 2014 года. Как сообщает пресс-служба компании, повышение, как и ожидалось, затронет модели Almera, Juke, Qashqai, Terrano, Patrol и GT-R. Однако стоимость этих моделей вырастет не на 2-3%, как сообщалось ранее, а на 3-5%. И это не первая новость о повышении российских цен на продукцию иностранных автопроизводителей в связи с ослаблением рубля. Помимо Nissan, цены на автомобили по этой причине подняли несколько зарубежных компаний. В частности, Ford Sollers поднимал стоимость на продукцию в среднем на 5% в течение года, Volvo подняла цены на 1–1,5% в середине 2014 года.
Несколько иностранных автопроизводителей, включая американский General Motors, вообще остановили оптовые продажи автомобилей дилерам из-за обвала рубля.
«В связи с волатильностью курса рубля и с целью управления рисками GM Russia решила временно приостановить оптовые продажи автомобилей дилерам в России с 16 декабря 2014 года», – сообщили в GM Russia. GM, который продает в России автомобили Opel, Chevrolet и Cadillac, при этом обещает поставить покупателям все уже купленные машины.
Компания Jaguar Land Rover Россия также сообщила о приостановке продаж в России до 19 декабря «в связи с нестабильной экономической ситуацией и значительным падением курса национальной валюты по отношению к бивалютной корзине». Продажи откроются после того как «компания примет решение относительно дальнейшего ценообразования».
Немецкий автопроизводитель Audi остановил все отгрузки автомобилей в дилерские центры в России до стабилизации ситуации с рублем, сообщил агентству «ТАСС» официальный представитель компании. «Приостановили отгрузки с центрального склада в Москве, поставки будут восстановлены как только курс стабилизируется», – сказал он.
В момент нестабильности курса лучше всего остановить продажи и подождать, когда ситуация стабилизируется, считает гендиректор портала Autodealer.ru Олег Дацкив. По его словам, сейчас продавать автомобили по старым ценам невыгодно, поэтому у дилеров или автопроизводителей, остановивших продажи, не обязательно кончились запасы. Они могли оставить их на начало 2015 года или на тот момент, когда будет понятно, когда и на каком уровне наступит стабилизация курса и спроса.
Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов прогнозирует, что в 2015 году общие продажи легковых автомобилей в стране упадут на 10%, по оценке Олега Дацкив — на 15%. При этом эксперты соглашаются с тем, что «АвтоВАЗ» будет чувствовать себя лучше рынка. Падение у марки может быть вдвое меньше, чем у рынка, считает Дацкив. «АвтоВАЗ» может в 2015 году даже нарастить продажи на 3-4%, допускает Беспалов.