Настала очередь Америки спасать мировую экономику. Однако ей эта задача может оказаться сейчас не по силам.
Тем не менее, многие с большим нетерпением ждут решений Совета управляющих Федеральной резервной системы США, главного банка Америки, определяющего ее монетарную политику. Во время кризиса 1998 года председатель Федрезерва Алан Гринспен, почти два десятка лет возглавлявший американский Центробанк, стал героем планетарного масштаба. Тогда точно выверенными по времени и силе снижениями ключевой процентной ставки ему удалось восстановить стабильность на мировых финансовых площадках, сильно поколебленную азиатсим кризисом и дефолтом России.
Спустя полтора десятилетия история повторяется. Россия опять стала главным ньюсмейкером на мировых рынках: кризис рубля угрожает стабильности мировой финансовой системы.
Кроме достаточного количества совпадений типа падения цен на нефть, имеются и отличия. Например, тот факт, что Федрезерв сейчас возглавляет Джанет Йеллен. Конечно, она – очень опытный финансист, много лет, кстати, проработавшая помощником Гринспена, но у нее нет таких же ресурсов, какие были у Гринспена в 1998 году. Федрезерв не может снижать процентные ставки, потому что еще в декабре 2008 года уже снизил их практически до 0 . Можно, конечно, вернуться к программе количественного смягчения и начать вновь скупать облигации, но против этого категорически выступают республиканцы. К тому же, ее эффективность постепенно снижается.
«Если силы глобального уровня создадут набор негативных условий,- цитирует Bloomberg Карла Танненбаума, бывшего сотрудника Федрезерва, а сейчас старшего экономиста финансовой компании Northern Trust Corp.,- Центробанкам разных стран будет нелегко найти выход. Большинство из них последние пять лет неоднократно прибегали к помощи количественного смягчения, и этот метод, по мнению многих экономистов, уже не такой эффективный, как раньше».
Что касется самой американской экономики, то внешне с ней все в порядке. В ноябре она дала 321 тыс. новых рабочих мест, а объем продаж вырос на 0,7%. В 1998 году экономика США тоже развивалась стабильно. ВВП в третьем квартале, когда в России начался кризис, увеличился на 5,3% в пересчете на год. Тогда, однако, ключевая процентная ставка была не 0, а 5,5%, что давало Гринспену больше возможностей для маневра, чем сейчас есть у Джанет Йелен.
В правлении Федеральной резервной системы понимают, что у банка сейчас мало возможностей защитить мировую экономику. Об этом, кстати, говорили на последнем заседании 28-29 октября. К тому же, считают в Америке, ситуация сейчас не такая тяжелая, как в 98-м году, когда кризис начался в России после того, как год бушевал в Юго-Восточной Азии.