В Министерстве обороны назревает серьезный скандал. Новейший танк «Армата», который еще даже не представлен широкой публике, вызвал критику военных. Причин этому две - завышенная цена «Уралвагонзавода» и несоответствие утвержденным характеристикам. Окончательное решение по закупкам машины будет принято в январе 2015 года после официальной презентации. Эксперты считают, что танк нужно покупать, а доделывать уже в процессе эксплуатации.
Как рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Минобороны, военных не устроила цена серийных образцов и характеристики опытной машины.
«У нас две претензии - одна экономического плана, а другая - технологического. Завышение цены не в разы, но существенное. При этом внятных оснований такому завышению нам предъявлено не было», - рассказал собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, технические проблемы связаны с несоответствием опытного образца требованиям, утвержденным Минобороны для этого танка.
«Характеристики танка засекречены, поэтому никакая информация об этом не подлежит разглашению. Могу только сказать, что одна из главных претензий относится к системе управления огнем. Сделали не так, как договаривались и как мы просили», - пояснил представитель Минобороны.
По его словам, если «Уралвагонзавод» в кратчайшие сроки не изменит цену и не представит план устранения недочетов, Минобороны не продлит контракт на поставку «Арматы» в войска и откажется от серийных закупок.
«С учетом того, что идет глобальное сокращение расходов, мы готовы отказаться от недоделанного танка. Мы лучше возьмем последнюю версию Т-90, а «Армату» пусть доделывают», - пояснил представитель военного ведомства.
Представитель «Уралвагонзавода» подтвердил «Газете.Ru», что кроме 12 опытных «Армат», закупленных в прошлом году, других контрактов Минобороны по этим танкам не заключало.
«Арматы» нет даже в Госпрограмме вооружений на 2016-2025 годы, которая сейчас формируется. Это значит, что мы не можем развивать производство, потому что нет никаких признаков того, что военные будут этот танк закупать», - сообщил представитель УВЗ.
Он добавил, что на разработку «Арматы» и создание технологической линии производства было выделено 54 млрд рублей, из которых 15 млрд уже потрачено, и если не будет заказов, эти деньги пропадут.
«Это специальные станки, которые заточены под производство «Арматы», это люди, которые обучены производить «Армату». Без заказа все это не будет работать, а значит и технологическая линия не будет востребована. Это станет невосполнимой утратой, потому что речь идет о потере технологии производства», - пояснил представитель УВЗ.
По его словам, для обеспечения устойчивого развития предприятия, Минообороны должно закупить в 2016 году не менее 40 танков «Армата», в 2017 - 70, начиная с 2018 - 120 ежегодно. «Тогда мы выйдем на окупаемость и рентабельность и сможем стабильно развиваться», - пояснил представитель УВЗ.
Также он подчеркнул, что «Уралвагонзавод» - это государственная корпорация, поэтому деньги, которые Минобороны потратит на танки, останутся в государстве. При этом предприятие сможет развиваться - обновлять оборудование и платить достойную зарплату сотрудникам.
В Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, которую возглавляет Владимир Путин, «Газете.Ru» рассказали, что судьба «Арматы» решится в январе 2015 года.
«На январь намечена официальная презентация танка с участием министра обороны Сергея Шойгу и президента и верховного главнокомандующего Владимира Путина. От того, состоится ли эта презентация и как она пройдет зависит дальнейшая судьба танка. Если Минобороны и УВЗ не смогут к этому времени договориться по цене и по характеристикам машин, закупку серийных машин, вероятно, перенесут на несколько лет вперед», - рассказал представитель ВПК.
Он также отметил, что от презентации будет зависеть, появится ли «Армата» на Параде Победы 9 мая на Красной площади, и если появится, то в какой конфигурации - в виде танка, тяжелой БМП или БРЭМ (ремонтно- эвакуационная машина). Всего разработано шесть конфигураций боевых машины на базе «Арматы», из которых три воплощены в металле. Для парада готовят две из них.
Военный эксперт, член Общественного совета ВПК Виктор Мураховский полагает, что компромисс будет найден.
«Еще не было такого изделия, по которому военные и промышленность не вели бы споров на счет цены. Проблема в том, что четкой методики ценообразования на военную продукцию до сих пор не существует, и точно сказать, сколько стоит танк или подводная лодка нельзя, все решается каждый раз индивидуально. Я думаю, что стороны договорятся и по цене, и по решению технологических проблем. Как правило, такие вещи устраняются уже после запуска серийного производства путем модернизации. Это нормальный путь», - отметил Мураховский.
Он добавил, что ряд требований Минобороны к «Армате» носит «фантастический характер» и на данном этапе не может быть выполнен отчасти потому, что это зачастую зависит не только от «Уралвагонзавода», но и от поставщиков комплектующих.