Сама по себе идея достижения германского лидерства в ЕС неплохая, однако проблема в том, что в ходе ее реализации бьется слишком много горшков и теряется слишком много возможностей за счет отказа от особых отношений с Россией и перехода к конфликту с ней. В Москве предупреждают Берлин о последствиях курса на конфронтацию. «Если бы Германия решила перейти здесь на диктат, думаю, Европа бы от этого не выиграла. Вряд ли бы выиграла сама Германия. Не думаю, что это понравилось бы самим немцам», - говорит российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
Сами немцы уже, впрочем, говорят, что им и не нравится. Опросы общественного мнения показывают, что около половины населения Германии хочет, чтобы ее страна заняла нейтральную, а не условно «прозападную» позицию в украинском кризисе. Среди бизнесменов недовольных гораздо больше. «На сегодня обратный эффект от санкций ЕС простив России, а также встречных мер со стороны России ощутили на себе 60% предпринимателей. Это очень прискорбно с точки зрения развития нашего сотрудничества», - заявил Михаэль Хармс. «Под угрозой существования находятся [немецкие] малые и средние предприятия, которые имеют значительную долю своего бизнеса в России и не могут легко переключиться на другие рынки», - говорит глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес. Надо понимать, что экономика Германии ориентирована на экспорт. И Россия для Берлина является потенциально важным рынком. «Мы провели очень репрезентативные опросы среди членов Российско-Германской торговой палаты, 75% фирм говорят, что у российского рынка очень большая перспектива, что он остается стратегическим рынком для немецких предпринимателей, и, конечно, они хотят здесь остаться и долгосрочно инвестировать», - заявил председатель правления российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс.
Сейчас же получается, что немцы, приложившие столько усилий для завоевания российского рынка, его теряют. «Некоторые страны не участвуют в санкциях. В случае с Россией это страны Азии, Южной Америки, иногда даже Швейцария. А мы таким образом наносим себе все больше и больше вреда, без достижения долгожданных политических целей», - говорит Экхард Кордес. Всем понятно, что декларируемые Германией официальные цели давления - отказ России от Крыма и от поддержки ополченцев Донбасса - недостижимы.
Помимо вопросов ведения бизнеса и потери выгод от политического балансирования между Россией и Штатами на кону еще и вопрос безопасности Европы. В ответ на эскалацию конфликта на Украине активизируются и силы НАТО. Чиновники и генералы в Альянсе наконец-то получили новую реальную цель для существования - сдерживание агрессии новой России. Так, в рамках НАТО уже принято решение о развертывании сил быстрого реагирования и укрепление обороноспособности восточноевропейских стран-членов. Итогом такого вот укрепления могут стать ответные действия Москвы, после которых Европа вновь окажется полем конфликта между Россией и Штатами и будет жить под прицелом российских боеголовок.
Именно поэтому внутри Германии с каждым днем усиливается протест против позиции Ангелы Меркель. В прессе регулярно появляются большие петиции, подписанные видными представителями немецкой политической, деловой и культурной элиты, в которой канцлера призывают нормализовать отношения с Москвой. Ее линию критикуют и ряд ее предшественников. «Предположения, что с помощью санкций можно заставить Россию вести себя так, как хочет Запад, в известной степени иллюзорны», - говорит Герхард Шредер.
Оппонируют Меркель даже члены ее правящей коалиции - Социал-демократической партии Германии. Так, заместитель главы СДПГ Ральф Штегнер публично говорит о необходимости внутригерманской дискуссии относительно политики, проводимой Ангелой Меркель в отношении России и принимаемых ею решений. «Мы не обязаны полностью поддерживать все тезисы таких решений»,- отмечает политик. А министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер - сам член СДПГ - публично говорит о необходимости отказа от эскалации кризиса и поиска путей решения российско-германских разногласий. «Безопасность в Европе в долгосрочной перспективе следует выстраивать вместе с Россией, а не против нее», - пояснял он во время своего выступления перед студентами Уральского университета в Екатеринбурге (где присутствовал на Германо-российском форуме энергоэффективности). Он дал понять, что его заявления не стоит трактовать как поддержку того, что делает Россия на Украине - это скорее признание необходимости вести с Москвой диалог и не изолировать ее. Просто потому, что Германия и Россия находятся рядом друг с другом и никуда друг от друга не денутся.
Нынешний конфликт внутри немецкой элиты дает России шанс на нормализацию отношении с Германией. Если сейчас не допустить новой эскалации украинского кризиса, то Ангеле Меркель придется несколько смягчить риторику в адрес России. И даже не столько потому, что она обязана учитывать мнение своих партнеров по коалиции и не хочет портить отношения с бизнесом, сколько из-за изменения настроений германского общества. Разгул национализма на Украине, демонстративная неэффективность украинских властей, регулярные обстрелы городов Донбасса, собственные экономические потери от торговли с Россией - все это убеждает немецкую общественность в том, что они ввязываются в чужой конфликт. И Ангела Меркель обязана учитывать мнение этой общественности - в ином случае общественность учтет позицию канцлера на следующих выборах в Бундестаг.