острый кризис ликвидности в банках с ограниченным доступом к централизованному рефинансированию;
скачкообразное усиление корреляции цен облигаций с фондовыми индексами, происходящее в период ожидания серьезных катаклизмов (так было, например, в 2012 в странах юга зоны евро);
обострение рисков дефолта по госдолгу и, возможно, серьёзного политического кризиса в 2016-18гг. – на ОФЗ со сроком погашения в эти годы сейчас приходятся пик доходности;
Если рассматривать бескупонную доходность краткосрочных ОФЗ как ожидание ключевой ставки, то регулятор должен будет поднять завтра ключевую ставку сразу на 250 баз. пунктов, до 12%. Это правдоподобная гипотеза, перед предыдущими решениями по ставкам доходность ОФЗ предсказывала их довольно точно, как видно из графика (кроме решения 12 сентября, когда рынок был настроен на повышение ставки на 50 баз. пунктов, но ЦБ этого не услышал, и поплатился чрезмерным ослаблением рубля). Возможно, ЦБ так и поступит, чтобы снизить аппетит к «долларизации», без которой курс доллара, исходя из среднесрочной связи между ним и ценой нефти и также при сальдо текущего счета, соответствующем среднему уровню, вероятно, оставался бы на уровне чуть выше 45, но ниже 50. Однако остается открытым вопрос, почему предыдущее повышение ставки до 9,5% годовых чуть больше месяца назад не только не снизило, но даже, похоже, раззадорило этот аппетит?
Что касается риска дефолта по гособлигациям в среднесрочном периоде (в форме их инфляционного обесценения), то его тоже нельзя сбрасывать со счетов. Запланированные на 2015 и 2016гг. небольшие дефициты бюджета намечено покрыть, в частности, за счет сверхплановых нефтегазовых доходов бюджета при отрицательном притоке финансирования за счет внутренних (т.е. рублевых) заимствований, и лишь в 2017г. этот приток должен стать положительным. Но в действительности большой вопрос, удастся ли получить эти нефтегазовые доходы, точнее - компенсировать более низкую долларовую цену нефти ослаблением курса. В прошлом это было далеко не всегда так. Рублевая цена нефти, как и нефтегазовые доходы бюджета, сильно колебались в зависимости от проводимой бюджетной и курсовой политики.
С учетом дополнительных расходов (в частности, по субординированным кредитам банкам, с помощью которых будет оказываться помощь попавшим под санкции компаниям – Новатэку и др.) для покрытия дефицита может не хватить и заложенных в бюджете лимитов на расходование средств Резервного фонда в 500 млрд. руб. ежегодно. Может потребоваться дополнительное эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. В результате мы может столкнуться с ситуацией даже не стагфляции, какую наблюдаем в экономике России в данный момент, а инфляции на фоне рецессии, по типу первой половины 90-х, но, разумеется в более мягком масштабе.