Идеология Правого Консерватизма – идеология прогрессивных традиционалистов. Традиционализм – развитие, опирающееся на дух народа, его устоявшиеся культурные и моральные ценности, его непреходящие способности к труду, творческому, профессиональному и нравственному развитию. Смотрящий в будущее, творит великое прошлое.
У каждой задачи в школе было «Дано». Его надо изучить прежде, чем мы приступим к решению задачи.
«Дано» такое. Россия – одна из самых северных стран мира. Пригодными для относительно комфортабельной жизни в России являются не более 20% территорий (страждущих истины отсылаю к Паршеву). Зима даже в самых южных регионах длиться не менее 3 месяцев, а в среднем по России полгода. Полгода требуется отапливать помещения, покупать теплую одежду, менять резину на автотранспорте, чистить дороги от снега, освещать улицы искусственным светом, когда световой день становится короче трудового. Иначе говоря – на обеспечение своей жизнедеятельности нам приходится тратить денег и усилий, существенно больше, чем большинству наших конкурентов в Западной Европе, Северной Америке, Азии.
Россия – очень большая страна со сложными грунтами. Это накладывает свой отпечаток на все коммуникационные возможности внутри страны с одной стороны, и затрудняет возведение капитальных объектов, прежде всего домов и дорог и инженерных сооружений.
Инфраструктура России устарела. Большинство аэропортов, железных дорог и автомагистралей либо морально устарели и не имеют надлежащей пропускной способности, либо вовсе канули в лету. Коммунальная инфраструктура с периода распада Союза, так же пришла в негодность. Около 70% инфраструктуры ЖКХ требует замены, большинство инженерных объектов промышленного и гражданского назначения также изношены на 70-80%.
Значительная часть наших сограждан, живет, в плохих жилищных условиях, либо ветхое жилье, либо «хрущевки», либо «брежневки». Население самой большой страны в мире закупорилось в 10 крупных городов, полностью бросив обширнейшие земли вместе с лесами, реками и озерами. «Коммунальный рай с удобствами» советских двушек превратился, с годами, в гетто — кварталы, где живут на своей земле «без земли» миллионы соотечественников. И если речь идет о мегаполисах размером с Москву или Нижний Новгород, еще понятен смысл сверхконцентрации людей в «воздухе», то когда речь идет о ПГТ, селах и малых городках, проживание населения в «панельных шалашах» советской эпохи выглядит глупо и неуместно.
Причина тому – индустриализация советского союза. Она проходила через города, привлекая в них добровольно или принудительно массы людей. А поскольку, жизнь советского человека еще с 1937 года мерилась двумя патронами – первым и контрольным, немудрено, что в погоне за индустриальным раем, советские чиновники не сильно тратились на обеспечение комфортабельного проживания граждан. Большие проекты, помноженные на сжатые сроки, требовали выполнения не качественных, а количественных показателей. Извращенная постсоветской практикой, жилищная действительность современной России требует серьезной реформации.
Промышленное производство – гордость Советского Союза. Крупнейшие предприятия, и связанные с ними моногорода и целые регионы были частью национального достояния советских людей и обеспечивали наше первенство во многих отраслях, тяжелой промышленности, военно-промышленного производства, научно – исследовательских работ, космическом машиностроении и тд. Чем дольше развивалась советская плановая система, тем массивнее и неповоротливее она становилась. Будь у СССР в 70-е современные информационные технологии, Запад бы сгорел как спичка в такой конкурентной борьбе. Однако, каждой технологии свое время. Плановая экономика, без глобальной информатизации была обречена.
Плановая система пала вместе с Советским Союзом, оставив после себя как абсолютно нерентабельные производства, так и суперпредприятия, не имеющие в мире аналогов. Такими, например, являются Норникель и еще добрая сотня металлургических заводов в стране. Автоваз, ГАЗ и другие автопредприятия. Заводы по производству сельскохозяйственной техники (Ростсельмаш), военно-промышленные заводы, заводы по производству химической продукции и масса других предприятий, которые с развалом СССР вывалились из кармана советского народа во внутренние карманчики пиджаков «эффективных собственников». Именно эти заводы, превратили впоследствии Россию, в страну контрастов, где черная икра, дорогие машины и шикарные дома соседствовали с нищетой, пьянством и безработицей. Тут мы подходим к первой важнейшей проблеме современной России, которая лежит не столько в экономическом, сколько в политическом поле общенациональных интересов. Без решения проблемы преступной приватизации 90-х, 00-х, призрак – «отнятьиподелить» так и будет бродить по России. Чем дольше оттягивать решение этой проблемы, тем острее она будет становиться. Реституция общенациональной собственности – это точка в вопросе социальной справедливости в России.
Давно пора решить вопрос о сохранности частной и общественной собственности в нашей стране. Собственность- святыня, а не барышня легкого поведения, которую можно увлечь сильной мышцей или наганом наперевес. Прошедшая после красной революции национализация собственности, выбила из-под русской ментальности и государственности один из наиболее важных столбов – безопасность труда и сохранения его плодов – капиталов, недвижимости, земель, интеллектуальных достижений. Советы исповедовали собственность всеобщую, породившую целые поколения временщиков, для которых термин «все вокруг народное, все вокруг мое» превратился в средство личного обогащения. Падения Союза, окончательно развязало этим мерзавцам и проходимцам руки. Привычка обогащаться на государственном хребте, превратила Россию в сверхкоррумпированное государство, где взятко – откатно – кумовская система, вовсе вытеснила систему права, поднявшись с низов госслужбы и грязного бизнеса на верхние этажи госвласти.
Опять же, в начале века, у всех все отобрали, потом в 30-е отобрали еще раз. После советский народ, через колоссальные усилия и миллионы смертей выстроил мощнейшую экономику, которую у него опять же в 1991 году отобрали вновь, и продолжают тихо отбирать по сей день, прикрываясь красивым словами приватизация, реструктуризация, акционирование и пр. Терминов в экономическом словаре, которыми можно благородно назвать третий за XX век кидок русского народа – предостаточно. Суть не меняется. Сначала у нас отобрали частную собственность крупного размера, потом всякую частную собственность. Потом отобрали у народа общественную собственность и ресурсы крупного размера, а сейчас подчищают собственность и ресурсы поменьше. И в том, и в другом случае, пострадавший один и тот же – русский народ.
Пора раз и навсегда прекратить порочный круг изъятия у людей имущества, и деления этого имущества во имя всяческих благих целей между горсткой избранных «эффективных» управленцев. Право на частную собственность, на ее сохранение, развитие и защиту – должно стать священным, без решения этого вопроса, решение иных смысла не имеет. Мы так и будем шарахаться от национализации к приватизации, каждый раз отправляя на тот свет по десять миллионов людей.
На фоне экономического коллапса и соответствующей государственной политики, значительное количество отраслей оказались нежизнеспособны, страна постепенно стала терять не только высокотехнологичные и массовые производства, но и научный потенциал, который их подпитывал и поддерживал. Эффективными в новой России были торговцы ресурсами и продукций с низкой добавленной стоимостью, а на деньги вырученные за такой экспорт, они завалили Россию импортом массовых товаров, который, словно яд, медленно но верно отравил все и без того не прочные отрасли производства товаров народного потребления. Структура современного российского бизнеса такова, что эффективной является только сырьевая модель ведения бизнеса или бизнес по принципу «урвать и убежать». Любой мало-мальски технологичный проект, требующий цепочки переделов и срока окупаемости более 1-2 лет, непременно загибается в созданной экономической конъюнктуре. Если же выживает, неизбежно подвергается рейдерскому захвату. Виной тому, в первую очередь политика Центрального Банка РФ, фискальных органов, огромное количество проверяющих и контролирующих структур (более 400), большая часть деятельности которых – паразитирование на реальном секторе.
В России много земли. Для агропромышленности, правда, она пригодна далеко не вся, а как уже говорилось, с оговорками – 20% земельного фонда. Часть этой земли, уже давно занимают коттеджи, особенно это заметно, вблизи крупных городов, другая и вовсе – запущена. Как и в случае с предприятиями, земля, которую вроде бы раздавали паями крестьянам, оказалась в руках «эффективных землевладельцев». Общенародная земля плавно сползла во все те же частные карманы. Агропромышленность состоит из 4-х составляющих. Собственно сама земля, пригодная для возделывания, люди способные эту землю возделывать, технологии позволяющие возделывать землю эффективно и налаженные каналы реализации агропромышленной продукции. Вопрос с землей стоит остро, однако, гораздо более остро стоят вопросы в наличии людей, способных к труду. В целом, ситуация в агропромышленной отрасли, как и во многих других отраслях – сложная и малоперспективная в прокрустовом ложе отечественной экономической модели.
Ресурсы страны – отдельная тема для разговора. Природные ресурсы являются основой любой мощной экономики, плюс сами по себе, способны приносить значительную прибыль нации. По логике вещей, наличие в России огромного количества ресурсов неумолимо должно вести нас к процветающей экономике, однако в случае с нашим отечеством, логика не работет.
Стратегия свободного экономического рывка опирается на сильные стороны Российской экономике, а так же потенциал, заложенный в нашей климатической системе, региональной специфике, с учетом имеющейся материально технической базы и с учетом трудовых ресурсов и возможностей населения России.
В учете построения Российской прорывной экономической модели, немаловажным фактором должно учитываться наличие у нашей страны членства в ВТО, как свершившегося факта.
Первыми шагами к реализации стратегии экономического рывка должна стать комиссия по пересмотру результатов приватизации, как минимум 90-х годов. Все сделки, которые проводились с нарушением закона, или по изначально коррупционным схемам с заниженными ценами, должны быть признаны подлежащими пересмотру. Речь идет, прежде всего, о крупнейших, системообразующих предприятиях и стратегических государственных ресурсах. Форма и состав комиссии могут быть уточнены. Задача, не отнять собственность у текущих правообладателей, задача, установить над этой собственностью государственный, а еще точнее, общественно- государственный (национальный) контроль.
Здесь необходимо сделать одно важное уточнение. Пересмотр результатов приватизации, это не что иное, как форма установления общественного договора согласия. Государство пересматривает в пользу общества, которому эта собственность принадлежала до 1991 года права собственности, общество со своей стороны на основании, к примеру, референдума, соглашается с данным общественным договором, и тема нелегальной приватизации считается раз и навсегда закрытой, а социальная справедливость окончательно восторжествовавшей.
Задача комиссии по оценке сделок с государственной собственностью в следующем: оценить разницу между реальной собственностью приватизированных предприятий и стоимостью их приватизации, перевести данную разницу в текущие цены. Вычесть из получившейся суммы капитальные вложения сделанные новыми собственниками и учесть иные затраты понесенные собственниками на модернизацию производства. Сумму итоговой разницы пересчитать в акционерный капитал предприятия, этот пакет акций национализировать. Текущий собственник в таком случае сохранит оперативный контроль над предприятием и долю в размере 15-25% акций. Задачи передать собственность в управление другим структурам ставиться не должно, собственник может быть сохранен, но быть не хозяином предприятия, а его управляющим с долей в акционерном капитале.
Национализированные пакеты акций перевести под управление вновь созданных общественно- государственных национальных фондов. Процедуру работы такого фонда прописать от буквы до буквы, дабы не оставить пространства для маневра чиновников и управляющих. Главной целю деятельности Национальных фондов (НФ) поставить сохранение и развитие существующих активов, создание новых активов, заработок денег. Руководящие должности сделать выборными, а координационный совет фонда наполнить специалистами и представителями власти таким образом, чтобы фонд в своей деятельности был максимально сбалансирован и не имел превалирующего уклона. Сам фонд сделать источником акционерного капитала, часть этого капитала передать в собственность министерства, например, промышленности. Остальную часть фонда, скажем 50% распределить равными долями, между всеми гражданами России, проживавшими на территории России, скажем на период 1993 года.
Операции с общественной собственностью принадлежащим гражданам страны существенно ограничить. Запретить продажу, доверительное управление и дарение, только наследование. То же самое для государства. На неопределенный срок или на 25 лет. Операции с долями в общественном имуществе ограничить определенным кругом возможностей связанных с управлением собственными активами.
Вариант второй, не передавать доли в фонде гражданам непосредственно, а перераспределять доходы от деятельности предприятий фонда, на основании установленных документов исключительно на социально экономические нужды – обучение, здравоохранение, строительство дорог, инженерных сетей, и прочие социально экономические нужды – например, спонсирование материнства. Реинвестирование в проекты самого фонда. Все руководство фонда, должно быть строго замотивировано на повышение экономических показателей фонда –иметь легальный % с его деятельности.
Собственность, созданную без участия государства, любого размера не подлежит вхождению в общественные фонды, если только на основании решения собственников соответствующих предприятий.
Сами фонды будут иметь акционерную структуру, следовательно, будут способны делать заимствования на внешнем и внутренних рынках, должны будут иметь свои профильные отраслевые банки, которые будут аккумулировать активны фонда и реинвестировать их в соответствующие проекты.
Для природных ресурсов фонды можно не создавать, они должны быть национализированы полностью, а их использование коммерческими структурами должно проходить только через арендные договора с выгодными для государства условиями. Обязательно введение природной ренты, деньги от которой могут поступать в государственные фонды развития социально-экономических программ, бюджет России, а так же распределены между гражданами России в одной из форм. Можно выбрать для распределения одну или несколько форм.
Все операции по продаже сырья на внешние рынки проводит только через специализированную государственную компанию.
Таким образом, вместо неэффективных малопрозрачных госкорпораций, предлагается реализация максимально публичных общественно государственных фондов, выполняющих роль управляющих компаний, консолидирующих отраслевую собственность, надзирающих за управляющим собственником, реинвестирующих прибыль от проектов в новые отраслевые проекты, перераспределяющие прибыль на социально-экономические нужды, на основании общественного договора.
Через создание отраслевых общественных фондов так же предлагается финансировать научные институты, работающие в этой отрасли, сами институты должны находиться в собственности государства, и разделять свою деятельность на две задачи – научно –практическая деятельность по заказу отрасли, теоретически- прорывная деятельность для создания принципиально новых технологий и товаров.
Промышленные кластеры, государственно-частное партнерство.
В рамках реиндустриализации экономики предлагается создать систему промышленных кластеров. Такие уже существуют в мире, яркий пример – завод в волфсбурге – вольксваген. Подобные кластеры построены в Европе, Китае, США, Японии, Израиле и тд. Это современная эффективная форма развития отраслей народного хозяйства через механизмы государственно-частного партнерства.
Кластер формируется по следующему принципу- на основе объективной экономической потребности в регионе создается предприятие или группа предприятий макромасштаба, осуществляющих деятельность по созданию и первичной переработке какого-либо вида сырья, так чтобы на выходе получался полуфабрикат(ы), имеющие различное применение в производстве товаров с высокой добавленной стоимостью.
Государство создает такое предприятие, группу предприятий опираясь на собственное финансирование, подводит к зоне расположения предприятия все необходимые коммуникации и инженерные сети. Выделяет большой массив земли вокруг данного предприятия для развития коммерческих компаний по конечной переработке полуфабриката и выпуска серийной продукции. Земля, и подключение к сетям предоставляются бесплатно вместе с льготным налоговым периодом. От коммерсанта внутри кластера требуется только возведение капстроения и вложение в оборудование и дистрибуцию, с другой стороны, типовые капстроения может так же возводить государство, а предприниматели будут получать долгосрочные арендные договора.
В рамках услуг, предоставляемых кластером для предпринимателей, так же может быть кредитно- финансовая поддержка, в т.ч. проектное финансирование и предложения по логистике и дистрибуции. С учетом вхождения России в ВТО и специфики региональных рынков, создание новых кластерных производств может быть ориентировано не только на развитие внутреннего потребления, но так же и на внешние рынки.
Кластеры можно создавать как с «чистого листа» в чистом поле, так и использовать уже имеющиеся крупные государственные предприятия или предприятия со смешанной формой собственности. Поселение вокруг промышленного кластера должно находиться на удалении 10-30 км. Таким образом, чтобы жилая, желательно малоэтажная или индивидуальная застройка не соседствовала с предприятиями, что обеспечивает экологию и комфорт проживания, желательно создавать жилые зоны в чистом поле, на основе новейших достижений в области градостроительства.
В идеале, кластер должен создаваться между уже существующими поселениями, инфраструктуру которых можно будет впоследствии улучшать или преобразовывать радикально.
Кластеры могут носить не только промышленный характер, это могут быть научные кластеры, логистические кластеры, образовательные кластеры, транспортные кластеры и тд.
Что дает кластерное построение промышленного бизнеса, кластерное построение промышленного бизнеса позволяет:
Убрать большую часть административных и коррупционных барьеров на пути развития технологически сложного бизнеса;
Минимизировать издержки на создание, поддержание и развитие инфраструктуры бизнеса;
Достигнуть эффекта положительной синергии во взаимодействие бизнеса и государства;
Существенно сократить сроки реализации промышленных и производственных проектов;
Значительно ускорить реиндустриализацию экономики, за счет ресурса частного бизнеса.
Формирование кластеров окажет так же существенное влияние на вопрос снижения социальной напряженности за счет расселения трудящихся граждан по частным и малым коллективным домовладениям.
Вопрос реиндустриализации.
Проводить реиндустриализацию по всем отраслям народного хозяйства, сложное и бесперспективное занятие. Конкурировать на мировом рынке с сегментами, в которых у нас нет сильной материально- технической или научной базы заранее проигрышный вариант. Таковой, например, являются отрасль производства бытовой техники. Ренидустриализацию необходимо сконцентрировать исключительно на отраслях, способных в короткие сроки (5-10 лет) дать существенный прирост народного хозяйства и укрепить наши позиции на мировых рынках, либо создать на них принципиально новые ниши. Таковыми, например, являются область информационных систем, высокотехнологичная продукция в сфере нано-технологий, разработка новых источников энергии, новых медицинских технологий, робототехники, систем «дополнительной» и виртуальной реальности и тд.
Последнее не исключает, впрочем, наращивание отраслей, имеющих стабильный спрос в России, от которых зависит инфраструктурный рост российской экономики, к таковым можно отнести рынок строительных материалов и технологий, продукция электротехнического и энергетического сектора, отрасль бытовой и промышленной химии, отрасль переработки нефти и полезных ископаемых и многие другие отрасли, реиндустриализация которых позволит заместить товары импортного производства, товарами отечественного, имеющего сходные свойства при более низкой цене.
Особое внимание необходимо уделить разработке отраслей промышленного производства средств производства и промышленной робототехнике, способной создавать заводы принципиально новой формации, без участия низкоквалифицированных трудовых кадров.
Информационные технологии, радио и микроэлектроника, средства производства, промышленная робототехника, химическая и нефтехимическая отрасль, включая разработку материалов с принципиально новыми свойствами – вот опорные столбы новой российской экономики. Принципиальная задача реального сектора экономики – занять на мировом рынке ниши, не насыщенные до сего момента другими развитыми и развивающимися странами. Обеспечить национальную безопасность в ключевых отраслях, от которых в последствие, будет зависеть прогресс на перспективу 25-50 лет, промышленная безопасность и возможность производить средства коммуникаций и вооружения, не уступающие мировым аналогам.
Отрасли, где мировая экономка насыщенна аналогами, надо отдавать на откуп малым и средним предприятиям – частному бизнесу. Создание эффективной конкурентной среды в области товаров народного потребления произведенных в России, необходимо на основе региональной специфики, распределить отрасли по субъектам РФ, где создать для ведения соответствующего бизнеса не только экономические, но и социальные, политические и инфраструктурные условия. Малый бизнес должен рассматриваться государством не с точки зрения источника дополнительного налогообложения, как это делается сейчас, малый бизнес должен рассматриваться государством с точки зрения формирования национального благосостояния, возможности занять работой и обеспечить заработком большое количество трудящихся, в том числе малообразованных. Пример, создание на базе исторически швейного региона – Ивановской области – зоны льготной работы предприятий по производству одежды и обуви. Вместе с возрождением в регионе возделывания сельскохозяйственных культур, необходимых для швейного производства, создать условия для максимально льготной работы предпринимателей, с поддержкой в плане инфраструктуры, централизацией сбыта, проведением поддерживающих политических социальных и маркетинговых акций в рамках целого региона. Создание условий для получения льготного долгосрочного кредитования резидентов региона, создание условий для привлечения в регион высококлассной иностранной силы, способной в кратчайшие сроки не только модернизировать национальное производство, но и вывести его в мировой модный тренд. Обеспечить закупку на льготных условиях необходимых для этого материалов из-за рубежа, с исследованием их в соответствующих институтах и последующем замещением товарами собственного производства.
Параллельно с модернизацией законодательства, необходимо активная модернизация жилого сектора региона, с целью обеспечить максимальное число участников отрасли доступным индивидуальным или малоэтажным жильем. Индивидуальное жилье, возвращает человеку чувство ответственности в целом, и за свое жилище в частности, что способствует его профессиональному, личностному и гражданскому росту.
Таким образом, мы должны прийти к следующему результату в области реального сектора экономики: в областях, которые могут стать основой промышленной государственности в России, государственные инвестиции, должны быть максимальными, как и участие. Государство, по сути, должно самостоятельно поднимать крупные промышленные кластеры, обеспечивающие бизнесу привлекательные условия для долгосрочных вложений, и защиту от различных колебаний рынка.
Крупные промышленные кластеры, где государство станет источником инвестиций и гарантий для бизнеса, опираясь на специально созданные отраслевые банковские и инвестиционные структуры, позволят в короткие сроки, занять сильные позиции в перспективных отраслях народного хозяйства.
Промышленные зоны, основанные на региональной специфике и ориентированные на развитие классических отраслей производства товаров народного потребления, должны быть реализованы не столько за счет прямых государственных инвестиций и вмешательства в реальную экономику, сколько за счет создания максимально привлекательных фискальных условий для бизнеса, различного рода льгот и преференций.
Действующий на данный момент реальный сектор может и должен быть вовлечен в преобразование экономического пространства страны, но ровно на столько, на сколько, такие преобразование могут оказать на существующий реальный сектор экономики – положительный эффект. Насильного или принудительного перехода на новую формацию экономической деятельности быть не должно.
Эффект, ожидаемый от выстраивания кластерной экономики: концентрация промышленных и интеллектуальных ресурсов на наиболее эффективных территориях, с существенной экономией в энергоресурсах, логистике, схемах организации сбыта. Создание на базе кластеров мощных научно-практических институтов, работающих на весь кластер. За счет централизации производственных процессов, как по крупным, так и по региональным кластерам, значительное снижение себестоимости производимой продукции на фоне повышения ее качества. Прозрачность государственного и частного бизнеса. Создание эффективной системы логистических центров и современной инфраструктуры, включенной в международный рынок, для снижения затрат на логистику и транспортировку товаров.
Сельское хозяйство
Отдельной строкой необходимо отметить развитие сельского хозяйства, где тот же кластерный принцип может дать большие результаты за короткий период времени. Для этого необходимо в каждом регионе создать парк государственной сельхозтехники, с возможностью арены, станков и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции. К этому ресурсу можно подключить малого собственника, который за счет дешевого кредита и госзакупок продукции, сможет осуществлять эффективное планирование и реализацию своей деятельности. Государственная закупочная компания, передает закупленные ресурсы торговым сетям и ярмаркам через региональные электронные сельскохозяйственные биржи, где на основании рыночных котировок формируется адекватная цена на продукцию. Такая конструкция позволит избавиться от продовольственных спекулянтов, обеспечит продукции справедливую цену, перераспределит доход в пользу сельхозпроизводителя, обеспечив последнему устойчивое долгосрочное развитие, и возможность интенсифицировать свой труд.
Россия нуждается не в модернизации или либерализации народного хозяйства, Россия нуждается в «пересборке» народного хозяйства. С соответствующим комплексом мер:
- пассивная господдержка (фискальные и законодательные преференции);
- активная господдержка (государственно-частное партнерство, кредитование, гарантии);
- прозрачность и рыночность всех отраслей экономики, устранение административных и криминальных барьеров;
- организация бирж для котировок продукции, услуг и развивающихся компаний;
- судебно-правовая реформа в области обеспечения безопасности частной собственности и личности;
- мягкая национализация «советских» активов;
- концентрация финансовых, научных, административных возможностей государства на наиболее перспективных инновациях для мировой экономики;
- либерализация сферы ведения и налогообложения малого и среднего бизнеса;
- активный промышленный шпионаж, закупка высокотехнологичной продукции и средств производства;
- либерализация изобретательной отрасли, создание механизмов для стимулирования обратной миграции научных кадров, создание ярмарок и бирж идей с грантами.
- национализировать недра и право на внешнеэкономическую деятельность с сырьем;
Итог должен быть следующий: обеспечить массовую занятость населения, сконцентрироваться на прорывных технологиях, обеспечить товаронезависимость от глобальных рынков, сформировать достаточные условия для появления настоящей инновационной экономики, привлекательной для внутренних и внешних инвестиций. Шагнуть в мир 6-го технологического уклада в качестве лидера, а не аутсайдера.
Статья написана 10.11.2013