При этом, по его словам, Россия настроена на нормализацию отношений и не собирается окончательно сжигать мосты в отношениях. В том числе прерывать контакты с НАТО в ответ на агрессивные действия этой группировки. «Альянс продолжает курс на «сдерживание» России, предпринимаются шаги по укреплению военного потенциала и последовательному наращиванию военного присутствия блока у российских границ. Принято решение о приостановке практического сотрудничества с нашей страной по военной и гражданской линиям. Такие действия, безусловно, способствуют росту напряженности, подрывают стабильность в Евроатлантическом регионе. Несмотря на это, полагаем необходимым сохранять открытыми каналы для политического диалога (и не прекращать работу постоянного представительства России при НАТО - Эксперт Online). Что касается Информбюро НАТО в Москве, то оно осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями Основополагающего акта Россия-НАТО, которые наша страна неукоснительно соблюдает. В настоящее время не видим оснований для пересмотра нашей позиции по этому вопросу», - отметил Сергей Лавров.
В данный момент резкие радикальные ответные шаги России будут, безусловно, способствовать усилению конфликта, чего Москва хотела бы избежать. Одновременно с этим в России понимают, что никакой нормализации отношений в ближайшее время ждать не стоит - ни с ЕС, ни тем более со Штатами. «Даже сейчас, несмотря на все разногласия по Украине, американцы говорят нам о желании сотрудничать в решении острых международных проблем, в целом работать над «позитивной повесткой дня» отношений. Правда, эти правильные слова и призывы существуют в параллельной реальности с практическими действиями Вашингтона, которые носят недружественный характер. Это отчасти связано с тем, что на подходах американских партнеров во многом сказываются колебания внутренней политической конъюнктуры в США, включая текущие задачи избирательных кампаний», - говорит Сергей Лавров. Нынешние избирательные кампании в США закончатся в 2016 году и, исходя из логики российского министра, на эти два года отношения стоит заморозить. А затем уже начнется процесс их нормализации, который будет обусловлен в том числе и причинами объективного характера. Не раз бурные выплески русофобских эмоций в Вашингтоне сменялись отрезвлением и пониманием, что с нами гораздо выгоднее сотрудничать. Особенно если учесть, чем чреват разлад между ядерными сверхдержавами для международной безопасности и стратегической стабильности», - отметил Сергей Лавров.
Кроме того в своем интервью российский министр наконец-то четко сформулировал взаимосвязь между российскими продовольственными и европейскими финансовыми санкциями. «Россия перешла к ответным мерам экономического характера только после того, как западные страны ввели финансовые ограничения для крупных государственных банков, которые являются основными кредиторами промышленного и сельскохозяйственного секторов. Затруднив доступ российских финансовых институтов к европейским кредитным ресурсам, Брюссель, по сути, создал для европейских товаров более выгодные условия на нашем внутреннем рынке. Соответственно, меры по ограничению импорта продовольственных товаров из ЕС не являются санкциями. Это – наше право на защиту национальных экономических интересов и борьба с недобросовестной конкуренцией. Действия России являются обоснованными и законными», - отметил глава МИД. Не факт, что обоснованность и законность действий России признают в ВТО, однако главный акцент в данном заявлении делается на ответном характере санкций и их обратимости. Сергей Лавров еще раз дает понять Западу, что Москва готова на прекращение санкционной войны.
Если же Запад откажется идти на компромисс, то российский министр не исключил перехода войны на новый уровень. «Нормативно-правовая база Таможенного союза позволяет его участникам принимать совместные шаги торгового характера в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств-членов ТС. Тем не менее, на сегодняшний день на повестке ТС вопрос о реализации этих действий в ответ на ограничительные меры Запада по отношению к России не стоит. Не исключаем, однако, что такая необходимость может возникнуть в будущем», - отметил Сергей Лавров. Угроза достаточно громкая и опасная. Причем не только для ЕС, но и для России. Ни Казахстан, ни Белоруссия не хотят быть втянутыми в конфликт с Западом, и если Москва попытается вынудить их вводить вместе с ней ответные антизападные санкции, то это может вызвать крайне серьезные проблемы в евразийской интеграции.
Наконец, в интервью министр еще раз обозначил принципиальный подход России к решению украинского кризиса, состоящий в переформатировании Украины из унитарного в федеративное государство. «Необходимость инклюзивного национального диалога с участием всех без исключения регионов и политических сил Украины была зафиксирована в Соглашении от 21 февраля, Женевском заявлении России, Украины, США и Евросоюза от 17 апреля, Минских договоренностях от 5 сентября. В его рамках необходимо предметно обсудить конституционное устройство, в целом будущее страны, в которой было бы комфортно и безопасно жить всем гражданам, где бы в полном объеме соблюдались права человека во всем их многообразии, где не было бы разгула радикализма и национализма, - отметил Сергей Лавров. - На наш взгляд, именно отсутствие на Украине сбалансированного конституционного устройства, в рамках которого адекватным образом учитывались бы интересы различных регионов, всех национальных и языковых групп страны, стало причиной политических катаклизмов, на протяжении долгих лет сотрясающих основы украинского государства, расшатывая его фундаментальные устои». Эксперты, впрочем, уже не раз указывали на невысокую вероятность такого сценария. По крайней мере, на данный момент. Поэтому с большой долей вероятности на очередных минских переговорах речь пойдет не о федерализации Украины, а о стабилизации ситуации на востоке страны в зимний период. А значит каких-то серьезных уступок со стороны России Петру Порошенко ожидать не стоит.