Известный российский журналист и правозащитник Максим Шевченко выступил в Казани с лекцией, посвященной месту ислама в современной России.
На его взгляд, развитие институтов демократического государства является задачей всех социально-экономических, этнических, конфессиональных групп нашей страны. Однако едва ли не в первую очередь эта задача касается именно мусульман.
«Мусульмане несут огромную ответственность за то, чтобы российское общество было демократическим», — таков был основной лейтмотив его выступления, продолжавшегося более двух часов.
Жить в обществе, в котором все решает партийный секретарь с генералом из КГБ, очень просто. Человек в такой ситуации имеет лишь две альтернативы – быть с этим обществом или пытаться идти против него.
Черно-белая интерпретация окружающей действительности зиждется на интеллектуальной деградации, чего подлинная свобода не приемлет. Конституционные принципы, принятые путем общенационального референдума в 1993 году, задекларировали равенство в личных, гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах. Однако важно помнить, отмечает Шевченко, что под равенством подразумевается не уравниловка в псевдокоммунистическом проекте большевиков, а возможность развития для всех.
Свобода – это всегда гораздо более сложная вещь. Она требует больше ответственности, поэтому многие люди и группы, избегая ответственности, ищут тиранию в самых разных ее формах. Будь то тирания на уровне государственных институтов, когда подменяются принципы свободы, демократии, справедливости тоталитарной властью государственного аппарат, или тирания на уровне каких-то догматов, учений, в том числе и религиозных.
Секрет борьбы с экстремизмом, терроризмом и иными негативными явлениями, которые сейчас пытаются приписать исламу, Шевченко видит в этой самой свободе, в возможности открыто полемизировать, дискутировать с людьми иных взглядов. Только свободное общество, предполагающее взаимную ответственность, способно обеспечить наиболее приемлемые условия для диалога.
В свободной полемике радикалы различных мастей неизбежно подвергнутся маргинализации, поскольку их идеи, отвергающие мирное сосуществование различных групп, будут подвергнуты обструкции и вытолкнуты на обочину религиозного и политического дискурса. Современное общество не заинтересовано в конфликте. Маргиналы, провокаторы, мешающие свободному обществу развиваться, неизбежно потерпят крах.
Невозможно решить проблему радикализации путем директивного запрета отдельных, не выступающих за прямое насилие групп. Подобные запреты в российских условиях на региональном и местном уровнях очень часто оборачиваются в откровенную дискриминацию и сведение всех мусульман под одну категорию, название которой «террористы» либо «экстремисты».
Серьезную проблему, на взгляд Шевченко, представляет отсутствие у значительной части людей, отвечающих за государственное развитие, концептуального видения демократических форматов, преобладание подданической политической культуры, которая является пережитком советской эпохи.
«Свобода невыносима, а строить свободу еще более невыносимо!» — пафосно заявил журналист и правозащитник. В России весь этот процесс приобретает характер радикальных девиаций, гипертрофии, зачастую имеющей лишь весьма отдаленную связь с исходным понятием и явлением.
Если ты демократ, то ты обязательно должен любить Запад и поклоняться всему западному; если ты недемократ, то ты должен ненавидеть свободу и любить Сталина.
И все это транслируется государством и подконтрольными ему медийными ресурсами, формируя массовое общественное сознание, которое впоследствии способно воспринимать лишь черно-белые тона, в то время как реальный мир полон красок.
Мусульмане России, на взгляд Шевченко, всегда являлись носителями глубочайших сакральных смыслов, они всегда видели красоту и богатство этого мира, поскольку они на протяжении сотен лет успешно взаимодействовали с представителями других конфессий и этносов. И в первую очередь мусульмане должны брать инициативу в свои руки в выстраивании подлинных демократических институтов.
Максим Шевченко призвал российских мусульман ни в коем случае не замыкаться ни в этническом, ни в культурном, ни в религиозном гетто. Мусульмане должны ощущать себя прежде всего мусульманами и создавать общегражданское поле Российской Федерации. Проблема эта, на взгляд известного журналиста, представляет собой историческую важность.
Если не заниматься этим сейчас, то в скором времени обстановка в государстве станет абсолютно неприемлемой даже для простого сосуществования различных этноконфессиональных, культурных и иных групп. Вирус ксенофобии и взаимной вражды захватит их. В этой ситуации перспектива покинуть родину станет казаться наиболее заманчивой.
Российские мусульмане обязаны активнейшим образом участвовать в поиске способов совместного общежития, взаимовыгодного развития, которые работали бы на благо каждого и на пользу всех. Максим Шевченко полагает, что секрет демократии в России заключается именно в договоренности с мусульманами – самым большим меньшинством, которое находится в Российской Федерации.
Айдар Зиннатуллин