В предыдущей вводной публикации я писал о том, как религиозные христианские организации Украины, входящие в Украинский Межцерковный Совет, которые, якобы соблюдают нейтралитет, на деле демонстрируют совершенно иную позицию, поддерживая хунту не только морально и информационно, но также и пытаясь оправдать преступления ОУН-УПА на Западной Украине. Оказывая в такой форме поддержку реабилитации военных преступников, которые ныне объявлены национальными героями Украины. Но поскольку речь шла не о православных церквях, а о христианах веры евангельской (о том, относить ли это направление к протестантизму или выделить в отдельную, четвертую ветвь христианства, ведутся споры) то и в данный раз, речь будет идти об их деятельности.
Пролог — Религиозная война на Украине
Часть первая — Что объединяет украинских националистов, христиан веры евангельской и хунту?
Украинские и российские евангельские христиане разделились на два лагеря. Украинские заняли прозападную, обвиняя во всех грехах президента Януковича, предъявляя «великому диктатору» те самые банальные обвинения, в которых можно без проблем обвинить и еврочиновников. Например, в коррупции. В адрес же российских братьев были выдвинуты не обвинения, а скорее, некие, абстрактные заявления в дипломатической манере, которые на простом языке звучали бы так — «вы все там в своей путинской России — зомби. Слава Украине! Героям слава!». Особо был сделан упор на лживость российских СМИ, которые искажают действительность. Ту самую «действительную действительность», которую показывают по украинским каналам. А также указывали на то, что на Украине нет бандеровцев, нацистов, притеснений по признаку языка, национальности, вероисповеданию и цвету кожи. Даже приглашали своих российских братьев приехать в Украину, чтобы те все увидели воочию. Но те отказались от поездки. Так как во время таких «экскурсий» покажут только то, что нужно показать. Российская же сторона старалась высказываться максимально дипломатически корректно, никого
не обвиняя и не делая далеко идущих заявлений о том, кто виноват в сложившейся ситуации, и что нужно делать. Но, не смотря на разницу во взглядах, с 9-го по 11-е апреля в Иерусалиме все-таки состоялась встреча, на которой обе стороны сошлись лицом к лицу за столом переговоров.
Но, для того, чтобы рассказать о самих переговорах в Иерусалиме, сперва стоит более подробно рассказать о том, что представляют собой две стороны в конфликте евангельских христиан Украины и России.
Украинский трамплин
Руководство украинских христиан-протестантов веры евангельской полностью поддерживают правительство и действия хунты. Их информационная политика выражается в освещении гражданской войны с точки зрения своих патронов. Также их священнослужители участвуют в карательных операциях, оказывая помощь украинским военным. В отличие от РОСХВЕ (Российского объединенного Союза Христиан Веры Евангельской), который нередко в критических публикациях считается пропутинским органом, члены которого стараются вообще не высказываться на тему гражданской войны, делая максимально нейтральные и корректные заявления, представители СЕПЦУ (Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины) активно высказываются на тему, обвиняя Россию в агрессии и не теряют ни одной возможности сказать, что Россия — тоталитарное государство.
Украина в планах протестантских миссиологов, как собственно и в планах западных геополитиков занимает ключевую позицию. Так как данная территория является не только оппозиционным плацдармом, где можно проводить приготовления к масштабной войне с Россией, годами ведя информационную войну и воспитывая ненависть к русским, но и местом, где можно и нужно активно внедрять протестантские практики, плодить протестантские организации, которые бы активно занимались религиозной сетевой войной против России. Что сейчас и наблюдается. Для этого и существуют в Западной Европе, как и в самих США организации, которые занимаются осуществлением миссий на постсоветском пространстве. Доктор философских наук, профессор Трофимчук Н.А. и кандидат философских наук Свищев М.П. в своей книге «Экспансия религиозных культов и сект» в главе «Реликты холодной войны» перечисляют многочисленные миссионерские организации, расположенные в Западной Европе и США для борьбы с коммунизмом:
Различных центров, созданных в годы «холодной войны» вокруг территории СССР, было создано более двух с половиной тысяч. Составной частью среди них являются и те, которые специализируются только на религиозной проблематике, вопросах свободы совести. Наиболее известные среди них: «Центр по изучению религии и прав человека в закрытых обществах» (США), «Иисус коммунистическому миру» (США), «Центр изучения религии и коммунизма» (Англия), «Славянская миссия» (Швеция), «Свет на Восток», «Христианская восточная миссия» (ФРГ), «Миссия за железным занавесом», «Слово жизни» (Норвегия), «Фриденштимме» (ФРГ), «Комитет солидарности с преследуемыми христианами» (Швейцария), «Христианское общество «Крестовые путешествия» (ФРГ) и др.
Только в Западной Европе таких организаций существует около 25-ти. Подавляющее большинство из них имеют свои филиалы или представителей в других странах, располагают радиовещательными станциями, передатчиками, типографиями. Так, например, «Славянская миссия» имеет собственную радиостанцию ИБРА, фирму «Проклама»,
занимающуюся распространением пропагандистской литературы. Руководители «Славянской миссии» в период существования социалистической системы засылали своих эмиссаров во многие страны Восточной Европы и СССР для выполнения определенных заданий, сбора информации о деятельности экстремистски настроенных общин, вводили в заблуждение верующих за рубежом.
Когда же СССР пал, то в страны бывших соцреспублик потянулись многочисленные церкви протестантского и пятидесятнического направления, которые вели активную пропагандистскую деятельность. В странах возникали не только религиозные общины, но и достаточно быстро, каждая конфессия смогла выстроить собственную инфраструктуру.
Конечно же, не без помощи иностранных фондов и организаций. Вообще вопрос финансирования этих организаций — предмет дискуссий, так как нужно разбираться с каждым конкретным случаем.
Не смотря на то, что в Европе христианство находится в кризисном состоянии, европеизация Украины обязательно должна пройти через ее «перекрещивание». Это важно, поскольку, таким образом, произойдет перезагрузка сознания населения, западная часть которого активно ассоциирует себя с Европой. Остальная же часть верующего населения, которая считает себя частью Русской цивилизации, проживающего преимущественно на востоке, исповедует православие. Нужно особо обратить внимание, что миссионерская деятельность христиан веры евангельской имеет ту же географию, что и военное миссионерство США — «кольцо Анаконды», которое стягивается на шее России. Православие оказалось взято в кольцо.
Я не хочу говорить о неком заговоре против православия. Все гораздо проще. Поскольку в России идет укрепление позиций православия, то в Европе такая позиция, вызывает негативные реакции. И это нормально, так как и во времена СССР, удар велся по атеизму. Православие, как один из культурных составляющих русской культуры, всегда было неприемлемым для Западной цивилизации. Как для католиков, так и для протестантов. Я не хочу заниматься оправданием или очернением нынешнего состояния РПЦ, но суть в том, удар ведется всегда по идеологической и религиозной составляющей социального строя, которая для большинства населения страны является нормативной. Раньше, например, был атеизм. Хотя, это был довольно таки своеобразный атеизм. В корне отличающийся от западного «буржуазного» образца. В данное же время, основой консервативного курса, который взяла Россия, является православие. Хотя заявлять, что большинство населения России является православным — ошибка. Поскольку одно дело самоидентификация, и совсем другое дело — реальная вера, регулярное посещение храма, соблюдение обрядов, таинств, праздников и прочего. И здесь оказывается, что
реальных православных в России очень мало. С другой стороны, то, что в России, большинство населения идентифицирует себя с православием, может для кого-то служить хорошим знаком. Но это лишь внешняя декорация. После Октябрьской революции, русские своими руками разобрались со своими же храмами и священниками, а государственная атеистическая линия так же стала для большинства советских людей неотъемлемой частью их мировоззрения, каким ранее было православие. Так что, все довольно таки условно. Хотя, стоит отметить, что нужно говорить о явлении русской религиозности, которая формировалась на всем протяжении русской истории. И со временем и сменой политических конъюнктур лишь меняла свои облики. На Украине же проводится религиозная диверсия, когда удар ведется по исторической памяти. Чем является неоднократное переписывание истории. И для западной стратегии очень важно отрезать ту территорию, которая после 91-го года стала называться «Украиной» от России не только территориально, но также и на уровне исторической памяти и религиозных традиций.
На сайте http://kavpolit.com есть статья Николая Проценко «Уроки сектоведения по-украински». Там он приводит слова Роберта Толливера — пастора Баптистского союза в Киеве о ценности Украины в евангелизации России:
«Украина – это самая евангелическая и передовая в духовном отношении нация из всех бывших советских стран. Она посылала больше миссионеров, чем любая бывшая советская страна. 90 процентов пасторов в России – из Украины. Самая большая харизматическая церковь (более 25 тысяч членов), крупнейший Баптистский Союз в Европе (пастором которого является этот человек), самая большая мессианская конгрегация, одна из самых крупных баптистских семинарий, крупнейшая международная церковь в Европе – все это в Украине. Крупное сотрудничество между ними развивалось во время и после Оранжевой революции».
Также в статье Николая Проценко можно встретить массу интересной информации о деятельности Церкви саентологии в Украине. И о связях саентологов с украинскими оранжевыми властями. Очень много вкусного. И неожиданного. Короче говоря — рекомендую.
Михаил Черенков (ректор Донецкого христианского университета, доктор философских наук, которого я уже ранее упоминал), который активно высказывается о том, что же произошло на Украине и о том, что происходит далее, идеально подходит для выразителя дум украинской стороны. Вот отрывок из его интервью порталу «Христианский мегаполис» (christianmegapolis.com).
Приблизительно, если не точно такой же позиции придерживаются все без исключения члены украинской стороны. Никаких оригинальных мыслей, которые бы показали бы хоть зачатки самостоятельного мышления на политические темы. Это напоминает заученный текст. Его даже комментировать не нужно. Я это уже слышал миллион раз.
17-го января в Киеве состоялось заседание «рыцарей круглого стола» «Майдан и Церковь: миссия и гражданская ответственность христианина». Как сообщал сайт «Мир вам», со ссылкой на портал invictory.com, стол был организован при помощи: Содружества студентов-христиан, ассоциации «Духовное возрождение» и проект MaidanPrayer.org. Около 150 участников стали свидетелями трех панельных дискуссий — священнослужителей, миссиологов и богословов, экспертов и общественных деятелей, представивших позиции баптистских, евангельских, пятидесятнических, лютеранских и реформатских церквей. Пользуясь моментом, нужно заметить, как часто евангельскими христианами используется слово «Возрождение». Нужно полагать, что то, что ныне называется «Украиной», стало на реальный путь Возрождения. Особенно духовного. Как было сказано в публикации, по мнению участников, из нынешнего беспрецедентного кризиса и общество, и церковь выйдут обновленными. «Так осуществляется окончательная «десоветизация» постсоветского общества и рождается новое поколение общественных и церковных лидеров», — подчеркнул один из организаторов круглого стола, пастор Олег Магдич.
Своим участием инициативу поддержали лидеры церквей и союзов – Анатолий Калюжный (Собор независимых евангельских церквей Украины), Валерий Антонюк (Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов), Ральф Хаска (Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины); а также пасторы влиятельных киевских церквей – Петр
Марченко, Николай Пономарев, Сергей Тимченко, Денис Кондюк, Алексей Сатенко; теологи и преподаватели семинарий – Петр Ковалив, Юрий Черноморец, о. Петро Балог; эксперты и общественные деятели – Сергей Гула, Андрей Шеховцов, Олесь Дмитренко. Прибыли гости из других городов Украины – Харькова, Сум, Днепропетровска, Донецка,
Львова.
Ну а вот и видео с круглого стола.
Первая часть
Вторая часть
В статье «Украинские протестанты: у нас нет бандеровцев и фашистов», Украинский Межцерковный Совет, обращаясь к своим российским собратьям и диаспоре заявил: «Стараясь во всем иметь чистую совесть пред Богом и вами, хотим, чтобы вы узнали нашу общую позицию относительно событий, происходящих ныне в Украине. Как Церковь, мы выступаем против беспорядков и любых незаконных действий. Однако мы констатируем тот факт, что массовые протесты в Украине, повлекшие за собой смену прежней власти, стали последним, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека средством защиты гражданами своих прав. Украинский народ, чаша терпения которого преисполнилась, восстал против тотальной коррупции, узурпации власти, продажных судов, срастания власти с криминалитетом и других форм беззакония и социальной несправедливости.
Это стандартный комментарий, который стали проговаривать как заклинание по поводу и без, когда трудно дать внятный ответ на вопрос. Сослаться на «народ» проще, и не нужно напрягать мозг. То, что в Украинской ССР были заложены основы для образования криминальных кланов, которые после объявление «независимости» в 91-м году начали в прямом смысле слова воевать друг с другом за власть, как бы, не является ни для кого секретом. Но, то, что произошло после переворота, вылилось в гражданскую войну. «Революция достоинства» была не более чем криминальной разборкой кланов власти. Янукович, который являлся представителем донецкого клана, был свергнут объединившимися в борьбе против него днепропетровским и киевским кланами, которые после своей «перемоги» объявили о победе «народа» над «тираном». Вот,
собственно и вся история.
Изучая украинскую протестантскую интернет прессу рунета, нельзя не заметить, что — то тут, то там, можно встретить мнение о том, что Украина должна стать протестантской страной. Православие согласно таким рассуждениям, должно превратиться в погремушку, которой можно будет легко управлять. Уже упоминаемый мной Михаил Черенков, написал
монографию «Европейская Реформация и украинский евангельский протестантизм», в которой разработал концепцию того, как евангельский протестантизм может помочь Украине произвести поистине — глубокую еврофелляцию. Пардон — интеграцию.
В аннотации также указывается, пожалуй, главное: Анализируются основные тенденции социально-политического развития евангельского протестантизма с точки зрения возможной евроатлантической интеграции Украины, развития ее гражданского общества и налаживания в Украине партнерских отношений между государством и различными церковно-деноминационными организациями. Книга рассчитана на специалистов и практиков, которые занимаются вопросами духовной культуры, взаимодействия церквей и государства в условиях развития гражданского общества в Украине, студентов, широкую общественность. Монография издана при финансовой поддержке международной
христианской организации Connect International. Кстати, на счет данной конторы. На сайте организации, офис которой находится в Сакраменто, в США, сказано: Основная цель этой организации – освещать теоретические и практические аспекты взаимоотношений человека с Богом, а также помогать людям и организациям разных стран налаживать контакты и осуществлять совместные проекты с целью более эффективного применения своего потенциала для христианского служения в странах СНГ и среди славянского населения США. Сам же Черенков, является одним из преподавателей Connect Innternational, который занимается преподаванием такой странной дисциплины как «христианское мировоззрение»: в курсе рассматриваются основополагающие принципы христианского мировоззрения в сопоставлении с другими мировоззренческими системами. Вниманию студентов будут представлены аргументированные ответы на актуальные вопросы современного общества, включая вопросы рациональности веры в Бога, обоснованности моральных норм, уникальности христианства, поиска смысла человеческих страданий и другие вопросы.
В качестве примера, которому должна следовать Украина, для того, чтобы выбиться в «цивилизованный мир», подаются страны Евросоюза и опыт Южной Кореи. Ну и США, конечно же (куда же без них?). Но безбожный коммунистический Китай, для них не в счет. Как можно преподносить в качестве примера безбожников? Их успех — не иначе, помощь самого сатаны. Поэтому, после нехитрых размышлений, зачастую делается вывод — если Украина хочет процветания, то она должна немедленно принять протестантизм. Но не просто протестантизм. А протестантизм евангельского образца. И тогда… на многострадальную неньку, благословения посыплются, словно из рога изобилия. Но для этого нужно отказаться от православия (ну или свести его роль в стране на самый минимальный уровень) и самое главное — от какого либо сотрудничества с этой варварской православной Россией, которой на роду написано прозябание. Да, только авторы, делающие такие заявления, конечно же, не учитывают того, что на данный момент в Европе христианство стремительно теряет, а христианские храмы превращаются в бары, библиотеки, маркеты, фитнес-клубы, отели и выставки современного искусства (Голландия здесь впереди Европы всей). Христианство стремительно покидает Европу. Социологи уже очень давно говорят о том, что христианство перемещается в страны Глобального юга (Африка, Латинская Америка, Южная Азия). А ну да… это же не протестантские храмы превращаются в увеселительные заведения. Поэтому, это еще один знак — только протестантизм! Только хардкор! Но это не все. Протестантизм преподносится как религия процветания, на протестантских ресурсах можно даже найти статьи о создании теологии освобождения для Украины (по аналогии с Латинской Америкой, хотя ТО строилась на основе католицизма, официально осужденного Ватиканом). Протестантизм на
довольно таки спекулятивных и субъективных для того или иного критика основаниях сравнивается с православием, которое само собой порицается как примитивная религия, которая не ведет ни к чему другому, как лишь к застою и может лишь выступать как союзник узурпаторов власти. При этом не делается никакой поправки на то, что сценарий развития европейской или западной цивилизации, как шкала ценностных нормативов, не являются универсальными для всех прочих цивилизаций. Не указывается также и на то, что протестантизм сформировался как религия нарождающейся буржуазии или третьего сословия, а также то, что идея о том, что протестантизм является религией финансового успеха как следствие упорного труда во имя бога, не выводима напрямую из Библии и является собственными интерпретациями Лютера и Кальвина. Безусловно, при желании можно обосновать какую угодно теорию и подкрепить ее стихами их Библии, но какую бы идиллическую картину не рисовали современные биографы Лютера и Кальвина, эти двое были далеко не такими уж и терпимыми ко всем другим интерпретациям Библии, кроме своих собственных, которые возникли после победы Реформации. А ведь вначале провозглашалось, что читать и понимать Библию может каждый человек. Но когда стало ясно, куда ведет этот путь, то Лютер стал говорить о том, что читать-то Библию может, конечно, каждый. Но вот интерпретировать… ну вы понимаете… К тому же, появление протестантизма, как теологического обоснования притязаний буржуазного сословия является следствием того, что политические идеологии тогда еще не были сформулированы (термин «идеология» будет введен в оборот Антуаном Луи Клодом Дестютом де Траси лишь в конце XVIII-го века), поэтому для того, чтобы совершить переворот в западном обществе, нужно было прежде всего, делать такой переворот только и только в теологии. Так как именно она была той основой, на которой возводилось все здание западной цивилизации на протяжении средневековья.
Как аргументируют евангельские христиане-протестанты распространение собственного вероисповедания во всем мире? Это даст нам понять, почему они так желают видеть Украину в Еврозоне. Чтобы продемонстрировать то, насколько эффективно протестантизм «излечивает» общество от коррупции и нравственных пороков, и в результате приводит
общество к процветанию, то в пример ставится Южная Корея. Конечно, приводятся самые сочные примеры, но вот все остальное, что особо не перепишешь, скрывается. Но вот одна деталь. На экономическое чудо Китая, который без каких-либо религиозных концепций добился не просто впечатляющих результатов, а по прогнозам может вскоре обогнать
США, желают внимания не обращать. Кстати говоря, если кто забыл, что все страсти на Украине начались как раз именно после того, как китайцы начали вести переговоры с Януковичем о постройке в Крыму глубоководного порта. Который был бы крайней западной точкой проекта Пояса Шелкового Пути. Также, китайцы обещали построить нефтеперерабатывающий завод, учебные центры, аэропорт, верфи, терминал для сжиженного природного газа, пляжи и зоны отдыха. Также китайцы планировали вложить в инфраструктуру Крыма на первом этапе три лярда долларов. А на втором этапе — семь. Не буду перечислять все детали, но суть понятна. США же, в свою очередь, которые
так долго возились с Украиной, и так много вкладывали денег в ее «независимость», не могли спустить с рук такую дерзость. И быстренько затеяли проект «революции», по свержению очередного бесчеловечного «режима». Тем более в Китае активно преследуются христианские миссионеры. А для всего «цивилизованного мира», сведущего в том, что
такое права белого человека, несушего свое бремя — это неприемлемо. Поэтому… москаляку на гиляку!
Методы
Особое внимание хочу обратить на такую науку, как миссиология, которая возникла в конце прошлого века в протестантском богословии, и находится на стыке самого богословия и общественных наук — социологии, антропологии, лингвистики, политологии, сравнительного религиоведения, культурологи, философии, геополитики и прочих. А также обратить внимание на ту роль, которую играют христианские миссии во встраивании стран Африки и Азии в систему координат Западного мира. В христианских университетах Европы и США, располагающих финансовыми ресурсами, а также обширными библиотеками исследований по миссиологии, разрабатываются концепции, которые должны хорошо справляться с поставленной задачей христианизации населения приоритетных территорий. Или выражаясь другими словами — вести религиозную сетевую войну. Честно говоря, я сам поражен тем, насколько мало исследований уделяется этой теме. Изредка что-то может проскочить в православной публицистике на тему протестантской экспансии. Или на сайтах посвященных геополитике. Вот, пожалуй, и все. А ведь тема эта, реально необъятная, так как речь идет о религиозной безопасности страны. Русская православная церковь пугает народ сектами, что лишь усугубляет положение дел. К тому же, все это пугание народ всевозможными «сатанинскими сектами», лишь создает им рекламу. Сами евангельские христиане на Украине озабочены тем, насколько слабо проходит их миссия. И что необходимо развивать методы работы с населением, и особенно с православной церковью. Которая считается главным соперником в евангелизации страны.
Что касается украинских онлайн ресурсов, предназначенных для анализа и освящения религиозной жизни в стране, излагают точку зрения абсолютно прозападную — например портал «Религия в Украине» или портал RISU (Религиозно-информационная слежба Украины). На которых новости подаются исключительно в манере украинских СМИ. Религиоведческие семинары, которые проводятся в Киево-Могилянской академии на кафедре философии и религиоведения или в университете им. Драгоманова, посвященные изучению тех или иных религиозных течений, больше походят на рекламные акции, чем на действительно глубокие исследования. Стоит лишь ознакомиться с отчетами этих семинаров. Вот для примера, семинар по мормонам «Религии современности: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (http://risu.org.ua/ru/index/monitoring/religious_digest/54130/), прошедший 28 октября 2013 года, в рамках VI-го Форума «Пространство гуманитарной коммуникации», в гуманитарном корпусе НПУ имени М.П. Драгоманова, и состоявшийся при поддержке Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ЦИХСПД). В семинаре участвовали религиоведы Украины и России, а также представители Киевского Украинского круга ЦИХСПД. Напомню, что в 2010-м году в Киеве открылся первый (!) на постсоветском пространстве храм мормонов и третий по величине в мире. Таким образом, мормоны желают создать себе положительный имидж.
На сайте движения «Духовное возрождение» в разделе Публикации, находится материал Михаила Черенкова, который называется «Постсоветские евангельские церкви в поисках подходящей миссиологии: глобальные тенденции и местные реалии» (хотя на сайте «Религия в Украине», данная статья имеет название «Церкви в Украине: единство ради спасения») в котором открытым текстом указывается направление деятельности евангельских церквей: Будущее миссии в странах бывшего СССР связано с формированием целого ряда подходящих, локальных, аутентичных, эффективных, целостных миссиологических подходов в рамках парадигмы всемирного христианства, которая основывается на библейских принципах, разворачивается в целостную теоретическую систему, обобщает исторический опыт церквей и различных богословских подходов, учитывает местный контекст и ориентирована на нужды и вопросы локальных сообществ.
Подходящее христианство – благая весть, выраженная для разных культур, народов, социальных групп, всегда специфических и потому требующих творческих подходов. Подходящее христианство следует из подходящей миссиологии, первое не может быть выражено релевантно и эффективно до тех пор, пока в благовествующей церкви не сформировано второе.
Из каких источников может формироваться подходящая миссиология как парадигма миссионерского служения в постсоветских странах? Таких источников, как минимум, четыре: библейское учение, богословие миссии, исторический опыт, особенности местной ситуации. Характеризуя эти источники, мы обратимся к наиболее актуальным концепциям ведущих миссиологов, которые обобщают библейские и современные принципы и подходы. Взаимодополнительность библейских, богословских, исторических и региональных условий (причем именно в такой их последовательности!) открывает возможность для формирования актуальной и подходящей миссиологии для церквей в бывшем СССР.
А вот еще, пожалуй один из важнейших пунктов по перекрещиванию православных для трансформации православного сознания:
Во-вторых, остается малоизученной и нереализованной возможность подходящей контекстуализации Евангелия в православной культуре. Евангельское течение внутри православия должна рассматриваться как одна из возможностей миссии, а не только как сугубо внутриконфессиональный процесс. Если большинство в стране – православные христиане, то мы должны подумать, как помочь им стать евангельскими православными, вместо того, чтобы доказывать нехристианскость православия и убеждать их стать евангельскими протестантами.
Кстати говоря, такую же точку зрения озвучил в одной из своих речей глава РОСХВЕ — Сергей Ряховский (видео).
В статье С.Б. Филатова и А.С. Струковой «От протестантизма в России к русскому протестантизму» рассказывается о процессе инкультурации протестантизма в России. Авторы отмечают, что протестантизм, чем дальше, тем больше, принимает сугубо русские черты. Так как это дает возможность протестантизму закрепиться в виде одного из традиционных вероисповеданий России. Дает возможность протестантам по-новому преподнести себя населению, разрушая стереотип о том, что протестантизм это не свойственное и враждебное России направление христианства, пришедшее из заграницы. Поэтому появляются идеи, которые должны вмонтировать зарубежные протестантские организации в культуру и историю России и представить их как нормально для России явление: проводятся эксперименты с православием, что выражается в использовании икон во время богослужения, внешнем виде пасторов общин, постройки храмов в православном стиле, разработка доктрин с использованием трудов православных богословов. Русские протестанты пытаются исторически обосновать (что, конечно же, совершенно абсурдно) идею, что протестантизм на Руси существовал еще со времен ее крещения, если не раньше. Как сообщают авторы, Ассоциация Христианских Церквей «Союз христиан» не довольны тем, что Россия страна с православной культурой, и что протестантизм не имеет своей глубинной истории в России. Эту ситуацию они и хотят исправить. Действительно… бумага все стерпит: «Лидеры АХЦ полагают, что протестантские церкви России страдают от наличия слишком «короткой» истории и неразработанности своего богословия. Учитывая этот недостаток, лидеры АХЦ разработали соответствующую идеологию. АХЦ в своих прокламациях старается подчеркнуть свое русское происхождение, «национальный» характер всех своих идей и проектов. Она имеет свою концепцию истории российского государства, истории русской церкви и протестантизма в России, согласно которой корни евангельского движения на Руси уходят в глубокую древность. По мнению лидеров АХЦ, самобытный характер русского христианства и его независимость от византийской традиции прослеживаются со времен Ярослава Мудрого (ссылаясь на слова митрополита Иллариона: «Вера от Бога, а не от греков!»)». Короче говоря, создается историческая диверсия. Под видом обрусения протестантизма, которое делается якобы с благими целями, несложно увидеть, что протестантизм, приобретая русские черты, внедряясь в русский культурный код, мимикрируя под православие, тем самым представляет собой процесс перекрещивания России. Я бы даже сказал, это очень даже по-иезуитски. То есть то, о чем писал Михаил Черенков. Зачем пытаться повлиять на ситуацию по-старинке, если можно добиться гораздо больших успехов мимикрируя под русскую культуру и церковь? Авторы приводят отрывок из текста баптиста Игоря Подберезского:
«Протестантство — никак не менее русское порождение, чем православие, пришедшее из Византии и внедрявшееся светской властью. В “сектанты”, как называли первых протестантов России (да и сейчас нередко называют), шли лучшие народные силы, ибо протестантское вероучение отвечает запросам русской души, сколько бы это ни опровергали сторонники нашей исторической церкви. […] Русские люди, неудовлетворенные государственной религией и требовавшие возврата к евангельским принципам, покидали государственную церковь». Они-то и «составляли лучшую часть верующих нашей страны, именно в них, в предтечах русского протестантства и в самих протестантах, наиболее отчетливо проявилась и русская религиозность, да и сама русскость».
Вот собственно классический пример того, как протестанты видят себя в России. И то, как они позиционируют себя в отношении православия, как просветители народа, погрязшего в примитивном и дремучем язычестве. Невежество же в отношении истории православия и его переиначивания в угоду собственных концепций просто поражает.
Хотя это к теме непосредственно и не относится, но также стоит отметить, что так называемые русские протестанты весьма положительно оценивают роль Октябрьской революции в истории России. Как пишут упомянутые выше авторы: «Революция 1917 года воспринимается в идеологии АХЦ как относительно положительный факт, так как она “примирила” все существующие в России конфессии. Кроме того, эмиграция множества русских верующих за рубеж после 1917 года способствовала тому, что после 1985 года быстро укрепились связи между христианами России и Запада и у русских протестантов появились возможности для диалога». Поразительно то, что так же положительно оценивали события 17-го года и деятели обновленчества. В книге «Современное обновленчество — протестантизм “восточного обряда”» приводятся цитаты лидеров обновленческого движения:
«Великий лозунг социальной революции «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» вполне приемлем, вполне полезен, вполне жизнеспособен и в нашей церковной революции» («Живая Церковь». 1922. № 6–7).
«Октябрьская революция освободила церковь от тяжкого ига помещичьего самодержавия, отделив ее от государства и таким образом предоставив ей свободу духовного развития
и совершенствования» («Живая Церковь». 1922. № 8–9).
Из программы «Союза общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), составленной одним из самых ярких лидеров обновленчества священником А. Введенским: «Поскольку в принципах Октябрьской революции нельзя не усмотреть принципы первохристианства, церковь религиозно принимает нравственную правду социального переворота и активно,
доступными ей церковными методами, проводит эту правду в жизнь» («За Христа». 1922. № 1–2).
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский), будущий глава обновленческого ВЦУ: «Да будут же благословенны дни Октября, разбившие рабские узы и даровавшие народу истинную свободу» («Известия ТатЦИКА». 10.07.1922).
Так же радостно воспринимали Октябрьскую революцию и представители русского сектантства (скопцы, духоборы, молокане и пр.), которые имели связи с западными масонскими кругами. Я думаю, что не нужно никому доказывать, что члены Временного правительства были масонами, ровно, как и многие из пламенных революционеров. И что это никакие
не теории заговоров. Также к масонству принадлежали и представители верхов протестантских организаций в Российской империи.
Продолжая тему русификации протестантизма, я хочу обратить внимание на решение, которое было принято китайскими властями. А ими было принято решение о китаизации христианства. Т.е. придания ему национального характера. А это значит, что процесс происходит сверху, и будет проходить под тщательным контролем властей. И это, естественно, дает китайцам преимущество. Поскольку протестантизм, который расплодился Китае, большей частью находясь в тени, щедро спонсируется на зарубежные средств, ведет к изменению культурного кода Китая. А это значит, что при том росте христианства, который, учитывая китайскую демографию, имеет все перспективы в скором времени выйти на первое место в мире, жизненно важно перехватить инициативу и обратить этот процесс на пользу самому Китаю. В России же русификация протестантизма проводится самими протестантами, что означает не подлинное обрусение, т.е. придание национального характера, как это делается в Китае, а лишь вынужденную мимикрию с целью сохранения прежней стратегии евангелизации России. Поэтому, стоит особо внимательно следить за тем, как проводится на Украине процесс удаления Московского Патриархата при помощи и содействии Константинопольского патриарха Варфоломея, действующего совместно с Ватиканом. Напомню, что создание же украинской независимой церкви, оторванной от Москвы, является частью религиозной политики украинского национализма.
Илья Бражников в статье «Политический протестантизм в действии» на мой взгляд, сказал очень важную мысль:
Все бывшее пространство СНГ уже пронизано сетью протестантских организаций – причем в отдельных регионах (Сибирь, Урал, Дальний Восток) их влияние очень велико и постоянно возрастает. На огромные средства, выделяемые им США, они ведут активную миссию – в Китае, Индии, странах Средней Азии. У нас не должно быть никаких иллюзий. США будет поддерживать в России только абсолютно своих. Подлинное «свойство» начинается с религиозной основы. Человек должен стать убежденным протестантом – только тогда он, даже будучи русским по крови, станет в конце концов полноценным русофобом. Религия – более сильный фактор идентичности, чем кровь. Сердце выше крови. Кровь обслуживает сердце.
На портале Invictory.com я нашел забавнейшую статью. Оказывается, что для того, чтобы Украина процветала, она должна принять протестантизм. Хотя, это, уже скорее из раздела юмора… Вот она — доктрина Евангелия преуспевания для Украины. Читайте и смейтесь на здоровье. Только не надорвите живот. Это, конечно можно считать как мнением одного человека, так и не только его мнением.
А вот и блог данного «оратора». Честно говоря, пытался дочитать до конца, но так и не осилил. Мозг не выдержал. Да простит меня господь. Неопротестанты, пятидесятники, харизматы — мастера жонглирования библейскими цитатами в своих интересах. Я вот думал, упомянет ли оратор, что страны Запада построили свое благополучие на миллионах уничтоженных ими жизней из стран, которые они эксплуатировали? Упомянет ли автор, что США находятся в рабстве у ФРС? О колоссальном госдолге США, который они никогда не смогут выплатить. Упомянет ли о «европейском уровне жизни» в Болгарии, Польше и странах Прибалтики? Все те же старые речевки про коммунизм — империю зла и все те же фанатичные дифирамбы о самой справедливой стране в мире. А как же победа евроскептиков на выборах в Европарламент? Что делать с несогласными с политикой Евросоюза в самой Европе? Когда такое читаю, все более убеждаюсь в том, что разгул свидомизма обязан внедрению через бесконечную пропаганду сектантского сознания. Где нет ни грамма критического мышления, а только экзальтированное цитирование
заученных цитат и речевок. Хотя, впрочем, такое же засилие речевок и трафаретного мышления наблюдается и у русских патриотов.
Многие публицисты отмечали, что после т.н. «оранжевой революции», а также активного участия в ней самых разных церквей, в России к пятидесятникам и харизматам стали относиться как к агентам Запада. Особенно в критике преуспела православная церковь. Российские спецслужбы пристально изучали и имели своих агентов в церквях как в советское время, так и сейчас. И не удивительно, что от российских пятидесятников, несогласных с политикой властей страны, то и дело можно услышать, что ФСБ постоянно ведет наблюдение за ними. Более того, того на их информационных порталах часто можно увидеть сообщения о том, что закрываются храмы, преследуются отдельные члены церкви, возбуждаются уголовные дела и налагаются огромные штрафы по совершенно вымышленным причинам. Все это в совокупности заставляет пятидесятников враждебно относиться к власти, говорить о тоталитарных тенденциях и открыто симпатизировать украинцам.
Все еще братья… во Христе? Или же нет?
Итак. Украинские и российские евангельские христиане разошлись во мнениях. Украинские поддержали Майдан, тогда как российские, лояльные к власти, заняли противоположную позицию. Украинская сторона, видимо, очень надеялась на поддержку из России. Но ее не оказалось. И уже в прессе со стороны украинских евангельских христиан началось активное обсуждение и осуждение позиции русских братьев. Которым предъявлялись самые разные обвинения, вплоть до предательства Христа. По мнению украинских евангельских христиан, верность Христу определяется политической позицией. И позиция эта состоит в отстаивании европейских ценностей, на которые сами европейцы смотрят сквозь пальцы: толерантность, права человека ну и т.д. по списку. Если же политическая позиция иная, то человек сразу же превращается в
коммунистического язычника, который поддерживает тоталитаризм и человеконенавистничество. Только вот почему-то о «правах человека», демократии, толерантности и прочих благах, ничего не написано в Библии. Главная же причина, по которой российские евангельские христиане заняли противоположную позицию, называлась пропаганда кремлевских
СМИ. Именно российские СМИ назывались главными виновниками того, что местные евангельские христиане перестали «адекватно» воспринимать действительность. Причем, «путинская пропаганда» не только заразила российских же братьев, но и сделала свою черную работу во всем мире. Из-за чего в тех же США русские и украинские евангельские христиане абсолютно не понимали друг друга. Но особо мне приглянулся текст «Евангельские христиане и украинский разлом», из которого я приведу ниже несколько цитат.
В данном тексте, опубликованном на портале «Мир вам» дается оценка противостояния украинских и российских евангельских христиан. При чем, важно указать на то, что автор занимает проукраинскую позицию (при желании беспристрастно взглянуть на ситуацию), и вообще считает взгляд противостояния либерального Запада и России слишком
упрощенным. Мол, здесь особо и разговаривать нечего. Не составляет труда опровергнуть мнение о том, что политические западные элиты совершили переворот на Украине. Но, по мнению автора, это все русская пропаганда. А ополченцы — однозначно русские агенты. Только без опознавательных знаков. Вот цитата:
В рамках данной статьи не имеется возможности сделать анализ этой весьма упрощенной мировоззренческой позиции, мы ограничимся лишь констатацией того факта, что в сознании большинства россиян, включая многих членов РС ЕХБ, именно эта точка зрения является доминирующей. Запад представляется в виде агрессора, пытающегося окружить РФ базами НАТО и экономически ослабить цивилизацию, ставшую на защиту традиционных ценностей, декларируемых православием и разделяемых традиционными союзами евангельских церквей.
«Церковь, рожденная Святым Духом» в лице XXXIV съезда РС ЕХБ вынуждена была дать ясный ответ в публичном пространстве Российской Федерации «на чьей она стороне» в этой войне между «традиционной» и «либеральной» цивилизациями. Обращение представителей государственной власти к съезду в день его открытия, задавали соответствующие рамки для получения соответствующей обратной связи13. Именно этот отклик нашел свое отражение в официальных документах, рассматриваемых в настоящей статье. Судя по отзывам участников, съезд, собравший большое количество международных участников в Санкт-Петербурге, включая гостей из Украины, проходил под пристальным наблюдением ФСБ.
Когда речь зашла о документах (Резолюция Съезда Российского Союза Евангельских Христиан Баптистов и Обращение к Президенту Российской Федерации), в которых выражается мнение съезда позиции российских евангельских христиан по конфликту на Украине, автор пишет:
Любое прочтение этих документов, не принимающее во внимание эту социально-идеологическую конструкцию информационно-политического контекста и соответствующее общественное мнение большинства россиян, созданное российскими СМИ, является заведомо ошибочным с точки зрения понимания авторского намерения. Авторы данного
документа не ставили перед собой цель «деконструировать» доминирующую в российском обществе картинку социальной реальности – скорее на фоне заданной социальной конструкции они сугубо избирательно пролили свет на свою систему ценностей для российского сообщества, воспринимающего образ реальности, созданный российскими СМИ, за
саму реальность.
Нужно сказать, что, конечно же, русский протестантизм в целом в России неоднороден как по отношению к отношениям с государственной властью, так и по отношению к гражданской войне. Поэтому имеет смысл разделить протестантские церкви на несколько групп. Так будет понятно, что и кто собой представляет. Представляет, в смысле занимаемой позиции. Роман Лункин в статье «Российский протестантизм и стратегия политического действия» разделяет протестантов на три группы:
Лидеров первого политического направления можно условно назвать лоялистами, так как они проявляют крайнюю лояльность именно по отношению к существующей власти и лично к президенту Владимиру Путину. Главным идеологом концепции российского протестантизма как опоры нынешней власти является глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский. В своих интервью и выступлениях, в особенности, в последние несколько лет, С. Ряховский подчеркивал тот факт, что протестанты вообще, и пятидесятники в частности, готовы поддерживать социальные реформы и строить сильное гражданское общество вместе с главой государства. Условно демократы, для которых политические убеждения являются поводом для того или иного рода акций. Демократы не стараются играть по правилам церковной и светской дипломатии, и по этой причине вполне свободны делать радикальные заявления и выводить верующих на улицы. Существует еще одна категория епископов, пасторов и верующих протестантских общин, которых можно назвать консервативными демократами. Исповедуя принципы демократического устройства общества, рыночной экономики и свободы совести, умеренные и крайние консерваторы публично осуждают митинги и демонстрации.Из-за раздробленности российских протестантов по вопросу отношения к власти, существенно расходятся мнения по вопросам о патриотизме, о лояльности или нелояльности к власти и т.д. И каждая сторона отвечает на эти вопросы исходя из собственных соображений. И если с лояльными к власти протестантами все понятно, в том смысле, что какие цели они преследуют, то вот с нелояльными все гораздо запутаннее. Особо актуален вопрос о патриотизме. Как понимать патриотизм и интерпретировать его? Что означает быть русским? Русский, это тот, кто православный, или тот, кто исповедует иную религию? Вот, к примеру, Декларация русской идентичности, которая была принята 11-го ноября на XVIII Всемирном русском народном соборе, поддается жесткой критике всеми несогласными. В том числе и протестантами, которые не одобряют политику партии. Что делать тем, кто не подпадает под характеристику? В протестантской прессе, настроенной оппозиционно к власти и дружественно к киевскому режиму, данная декларация уже сравнивается с арийским стандартом Третьего Рейха. Хотя, с другой стороны, та же протестантская пресса, сравнивающая Путина с Гитлером, в упор не видит нацистской символики в рядах украинской армии. Для представителей этой группы религиозная самоидентификация и политические взгляды тесно связаны друг с другом. Ну и само собой обязательным элементом является критика «кровавого путинского режима» и хваление на все лады доблести и мученического подвига украинского
народа, свергнувшего «диктатора». А также калькой, отличающей «своих» от «чужих» является патологическая русофобия, (пример которой я вот буквально недавно опубликовал). Признание всего русского отсталым и примитивным. Для этой группы правильный патриотизм является радикальной формой западничества в сочетании с такой же отмороженной воинственной русофобией. Короче говоря, мировоззрение креативного класса. Те же протестанты, которые оказываются либо лоялистами в отношении власти, либо же старается занять нейтральную позицию, сразу же обвиняется этими гражданами в приспособленчестве, фарисействе, лицемерии, пособничестве фашистскому, рашистскому, кровавому, человеконенавистническому, совковому режиму ну и т.д., насколько хватит фантазии. Зачастую, это выливается, просто таки, в аффективные истерические припадки, сопровождающиеся слабо котролируетмым или вовсе не контролируемым словесным потоком желчи. Это так прелестно…
На Украине нет неонацизма. Вы о чем?
И для разнообразия, под конец, укажу, что на портале Afmedia.ru 10-го августа была размещена новость «Многие евангельские христиане ЕС поддерживают президента РФ», в которой сообщалось, что президент организации «Eurospirit» (Нидерланды) Берт Пэнхьюз поддержал меры президента РФ в поддержку традиционных ценностей: «Я считаю необходимым заявить, что не все на Западе против России. Мы не довольны санкциями Европейского Союза и США против самой большой страны в мире… В Германии был проведен опрос, который показал, что 65% населения поддерживает Россию и ее Президента. В Голландии около 48% населения также с пониманием относятся к политике Владимира Путина… Мы можем подтвердить, что многие евангельские христиане (а также не христиане) в Голландии и ЕС рады, что Господин Путин, больше не позволяет использовать нецензурную лексику в российских средствах массовой информации, в кино и на телевидении… Разлагающее влияние нецензурной лексики на молодежь сведено к минимуму в России».
Встреча в Иерусалиме
Стоит отметить важную дату в отношениях между украинскими и российскими евангельскими христианами. С 9-го по 11-е апреля в Иерусалиме, состоялась встреча представителей протестантских объединений с двух сторон для обсуждения кризиса на Украине. Список лиц, участвовавших во встрече дольно большой. И я не буду приводить его полностью. Так как желающие могут ознакомиться с ним по ссылке. Как сообщалось, встреча подобного формата, стала возможной впервые.
Как сообщил портал Invictory.com:
Украинская сторона призвала представителей из Российской Федерации заявить о своей официальной позиции насчет обостренной ситуации между Украиной и Россией, признать факты проявления агрессии со стороны северного соседа в отношении Украины, а также подачи российскими СМИ некорректной информации об украинских событиях.
На христианских русских порталах данная новость была распространена, но по вопросу о том, что же обсуждали и о чем конкретно говорили лидеры русских и украинских неопротестантов не было сказано. Или другими словами — вода. Лично мне показался странным выбор города. Почему именно Иерусалим? Но с другой стороны — было бы странно выяснять отношения где-то в Берлине или Кейптауне. А вот Иерусалим отлично подходит. Нейтральная, вроде бы как, территория. На сайте Jesuslove.ru было сказано, что «Израиль выбрали как нейтральную территорию, освященную памятью о библейской колыбели вселенского христианства».
На портале Afmedia.ru 23-го апреля было размещено интервью с Константином Бендасом (первым заместителем начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской), в котором он рассказал о своем впечатлении от встречи с украинскими братьями. В отношении этих самих братьев он сообщил:
Но, к большому сожалению, в украинской делегации были люди, настроенные и совершенно иначе, которые еще до иерусалимской встречи давали интервью, заявляя, что «нужно полностью разбить веками навязываемый лживый догмат, что они (россияне) наши братья». В своих суждениях они больше напоминали агрессивных политиков, а не пастырей-миротворцев.
Причем агрессия их проявлялась и к своей украинской и к российской делегации, в общем, к любому мнению, отличному от их мнения. Полагаю, что им с такими суждениями было бы лучше оставаться на Майдане, нежели участвовать в братском общении.
Впрочем, старший епископ ЦХВЕУ (Церкви Христиан Веры Евангельской Украины) Михаил Паночко в интервью, опубликованном на портале Afmedia.ru, которое он дал после встречи в Иерусалиме, сказал следующее: «Думаю, если бы братья из России выразили свою позицию более четко, то у нас возникло бы еще немало вопросов к ним. В целом старались не говорить об агрессии России против Украины. Сложилось впечатление, что они просто боялись слова «агрессия», и не признавали, что Россия ограбила Украину, захватив ее территорию. Мол, Крым — это «исконно русская земля», и народ сам решил на референдуме войти в состав РФ. Все наши попытки показать ситуацию в ином свете не были восприняты…
… Никаких напряжений в отношениях с братствами России мы не имеем. Наша совесть чиста, потому что для России кроме добра мы ничего не сделали. А что делают российские политики для Украины, то Бог им судья. Мы не обижаемся на наших братьев христиан, но печально, что они даже не могут (или не хотят) посмотреть на события объективно. Не Украина отнимает у России территории, не она шантажирует и клевещет в СМИ на соседнее государство. К сожалению, мы не почувствовали братской солидарности от русских, как почувствовали ее от братьев из Польши, Германии, Швеции и многих других стран Западной Европы и всего мира».
Нужно добавить, что, как следует из интервью с Константином Бендасом, ссылка на которое была приведена выше, далеко не все члены украинской делегации придерживались позиции Михаила Паночко, и не пытались добиться признания российской стороной агрессией Россией против Украины. Их больше заботила не политика, а вопрос взаимопонимания двух сторон на фоне сложившейся ситуации.
Впрочем, нужно заключить, что данная встреча не привела к взаимопониманию с двух сторон. Так как ее члены изначально ехали на встречу с разными задачами, которые не могли согласовать друг с другом. Это в большей части касается именно украинской стороны. Тогда как представители России не преследовали никаких других целей кроме беседы, которая должна помочь пониманию друг друга, а не выяснению правильных политических позиций. Именно к этому и оказалась не готова украинская сторона, которая вместо построения диалога по проблеме, которую нужно рассматривать «с высоты птичьего полета», пыталась навязать собственное мнение, которое выдавалось за единственно правильное. Российская же сторона в силу того, что не пыталась основываться на той или иной интерпретации конфликта, а была заинтересована в духовном единении со своими украинскими братьями, сохранила лицо. В результате чего агрессивная позиция некоторых представителей украинской делегации попала «в молоко».