Что и говорить «прекрасный» информационный фон вырисовывается накануне президентского послания, который дополняют негативные прогнозы главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева о падении нашего ВВП и уровня жизни.
«Самыми чистыми» признаны экономики Дании, Новой Зеландии, Финляндии, Швеции и Норвегии. Скандинавия, откуда, если верить норманской теории, произошла наша с Украиной государственность, представляется островком свободы от коррупции и произвола властей по отношению к бизнесу. Респектабельная Германия, на которую все привыкли равняться, на 12-й позиции. Великобритания 14-ая, США – 17-е. Франция, испытывающая кризис доверия власти и общества, 26-ая. Там же, где Эстония. 39-е место у Литвы, 43-е у Латвии и 50-е у Грузии, которая в недавние советские времена считалась республикой с коррупционным менталитетом.
Депутаты Госдумы от правящей партии наперебой говорят, что все «рейтинги субъективны, политически обусловлены и смотреть в них непатриотично». На фоне таких заявлений выглядит странной 142-ая позиция Украины. Социалистическая Куба, к которой американцы симпатий не питают, находится на 63-м месте. Напротив, респектабельный член европейского общества Италия – на 69-й строчке, а пророссийская Сербия на 80-й. Китай замкнул первую сотню. Беларусь и Казахстан расположились неподалеку от нас – 119 и 126 соответственно. Замыкают список Северная Корея и Сомали, отстав от нас всего на 38 строчек.
И пусть каждый рейтинг субъективен, а конкретно для такой позиции есть некие объективные причины, о которых известно каждому обывателю со школьной скамьи, из рассказов Салтыкова-Щедрина. В России воруют. Много и изощренными способами.
Председатель общественной организации российский антикоррупционный комитет Кирилл Кабанов оценивает рынок откатов-распилов в 300 миллиардов в год. В эту цифру входят не только взятки врачам-учителям, но и нецелевое и неэффективное использование денежных средств – всякие авторучки за 500 долларов США, дорогие иномарки, купленные для нужд министерства образования и «приватные танцы» жриц любви в смете строительства олимпийских объектов. На госзакупках отмываются колоссальные средства. Сколько именно – никому не известно.
По разным оценкам, в оффшорах лежит до 500 миллиардов долларов, принадлежащих российским чиновникам и олигархам. Явный показатель коррумпированности экономики. Деньги, заработанные нечестным путем отказываются работать в извращенной среде и уходят в «безналоговый рай».
На поверхность всплывает абсолютный мизер. По данным СКР, за первые 9 месяцев 2013 года было возбуждено 30 тысяч уголовных дел коррупционной направленности, из которых менее 8 тысяч переданы в суд. Ущерб государству по ним оценивался в 9.3 миллиарда рублей, из которых вернуть удалось 3.8 миллиардов.
Неактивно проходят «посадки» и «показательные порки», злоупотребляющ 2000 их служебным положением. Фигурант по делу «Оборонсервиса» Евгения Васильева продолжает находиться под домашним арестом в 13-комнатной квартире и снимать клипы про «тапочки». Ее патрон – экс-министр обороны Анатолий Сердюков, замешанный в десятках скандалов, связанных с продажей военного имущества по заниженной цене, продолжает носить статус «свидетеля».
Зато под раздачу попал олигарх Владимир Евтушенков, которого обвиняют в приобретении за копейки углеводородной компании «Башнефть». При этом экс-президент Башкортостана Муртаза Рахимов по-прежнему не носит статуса обвиняемого. Российский фондовый рынок рухнул, зато фемида говорит о справедливости.
Куда чаще внимания правоохранительных органов удостаиваются небольшие эпизоды, не имеющие отношения к самым вредоносным схемам. Депутата Госдумы Алексея Митрофанова «прижучили» за то, что тот безыскусно избавлялся от «честно нажитого» имущества, переписывая его на мать. Его коллега Илья Пономарев «попался» на чтении самых дорогих лекций за счет фонда «Сколково».
Экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка сел за один единственный эпизод с 40-миллионной взяткой за право «войти на рынок» торговой сети. Происхождение остального имущества чиновника с клеймом «уголовник», похоже, никого не интересует. На той же «мутной схеме» погорел экс-мэр Астрахани Михаил Столяров. Только взятка была поскромнее. 10 миллионов. Аналогичные обвинения пали на экс-мэра Ярославля Алексея Урлашова, что позволяет говорить о некой отработанной схеме.
В свете описанного прогноз Алексея Улюкаева, сулящего нам «-0.8% ВВП» может показаться безрассудно оптимистичным. Если каждый глава региона и муниципалитета использует такие схемы «входа на рынок», о развитии национальной экономики, как таковой, можно не вспоминать. И не приходится удивляться, что национальную валюту не держит ничего, кроме нефти.
«С рублем всё достаточно просто. Есть фактор фундаментальный, есть фактор сиюминутный. Фундаментальный – коррупция, с которой никто не борется, есть произвол монополий, с которым никто не борется. Есть либеральное правительство, которое обслуживает интересы глобального бизнеса, поэтому развитием не занимается. И есть присоединение к ВТО на колониальных условиях, которое тоже надежно блокирует развитие. В этих условиях экономика сыпется», - резюмирует причины экономического кризиса Михаил Делягин.
И действительно, экспертные оценки динамики курса рубля двух-трехлетней давности при падении цены барреля нефти до 60 долларов сходились на цифре 38-39 «условно-деревянных» единиц за валюту звездно-полосатой страны. Ни о каких 54 и 60 речи и близко не было. Да и не рухнуло по-прежнему «черное золото» до этих отметок. А, значит, и природа у «похудения» наших кошельков другая.
С точки зрения несистемной оппозиции из блока Навальный-Ходорковский, коррупция была и остается системообразующим фактором российской экономики. И тот, и другой стали живой и красноречивой иллюстрацией непрозрачности нашей системы, в которой вор пытается бороться с воровскими схемами, неоднократно воспользовавшись ими.
Более 87% населения, согласно данным опроса «Фонда борьбы с коррупцией» считают коррупцию критически важной проблемой для России. Тем не менее, слова наших соотечественников сильно расходятся с делом. И к ловле жуликов за руку оно подключается не очень активно. А, порой, и активно противодействует любым попыткам сделать это. Причины такого когнитивного диссонанс объясняет 1-й Министр экономики России Андрей Нечаев: «Я действительно не раз говорил, что у нас установился такой неписанный, не подписанный консенсус между властью и значительной частью населения: вы, власть, обеспечиваете нам устойчиво растущий уровень жизни, мы закрываем глаза на коррупцию, ограничение демократических свобод, фальсификации на выборах и прочие ваши безобразия», - объясняет природу неэффективной борьбы с казнокрадством эксперт.
А, тем временем, уровень жизни населения начинает неуклонно падать, подтачивая этот консенсус изнутри. Вот только далеко не факт, что этого окажется достаточным для того, чтобы открыть глаза населения на коррупцию. Да и «открытые глаза» не больно то помогают против «мохнатых чиновничьих лап», если из рук населения при помощи антиэкстремистского законодательства вырван «топор», способный их отрубить.
Обозреватель Noteru.com Сергей РУНЬКО