Частота экономических контактов РФ с Китаем нарастает

 »   » 
  • Опубликованно
  • Частота экономических контактов РФ с Китаем нарастает

Министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с заместителем председателя Центрального военного совета КНР Сюй Циляном заявил, что в условиях усложняющейся международной обстановки военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем приобретает особое значение. Ранее председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко отметила, что взаимодействие Москвы и Пекина вышло на лучший уровень в истории отношений. Эксперты отмечают закономерность активизации российского взаимодействия с Китаем на фоне текущего охлаждения отношений с Западом и действия экономических санкций. Старт этому тренду положило заключение 30-летнего газового контракта в мае этого года, а окончательно его подтвердил прошедший визит президента РФ Владимира Путина на саммит АТЭС в ноябре. Однако, по мнению специалистов, новый курс России чреват новым риском – попасть в экономическую зависимость от Китая.

В силу своего географического положения Россия всегда обладала широким выбором экономических партнеров – и на Западе в лице государств ЕС, и на Востоке, в Азии, в первую очередь в лице Китая. Сейчас, вольно или невольно, выбор окончательно сделан в пользу последнего. Поднебесная в настоящий момент является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России. За период с 2000 по 2013 год объем двухсторонней торговли вырос более чем в десять раз – с 8 млрд. долларов до 89,2 млрд. долларов. При этом за последний год обе стороны не раз отмечали, что к 2015 году собираются довести этот показатель до 100 млрд. долларов.

Правда, это все еще далеко до тех объемов, которые исторически сложились в отношениях Москвы с Евросоюзом. В прошлом году объем торговли РФ с ЕС вырос до рекордного уровня в 417 млрд. долларов. И, как напомнил в беседе с «НИ» старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин, почти половина всего российского внешнеторгового оборота п 1386c риходится именно на ЕС. Однако ситуация меняется очень быстро. По предварительным подсчетам, за первые десять месяцев на фоне обострения геополитической обстановки и введения санкций объем торговли между Россией и Западом уже сократился на 2–3 процента, а по некоторым странам – и на десятки процентов.

И все же «поворот на Дальний Восток, на Тихоокеанский регион был произведен гораздо раньше введения санкций. Концептуальные решения развития Дальнего Востока и взаимодействия со странами региона предпринимались еще в 2008–2009 году, – отметил в беседе с «НИ» заведующий кафедрой Высшей школы экономики Максим Братерский. – Другое дело, что текущие санкции подталкивают Россию в этом направлении более энергично».

Значимым для активизации российско-китайских отношений, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, стал прошедший в мае 2014 года китайско-российский саммит, который посетил президент РФ Владимир Путин. По его итогам было подписано порядка полусотни двусторонних соглашений, контрактов и меморандумов. И сфера их охвата включила в себя практически все отрасли – финансы, энергетику, гражданское авиастроение, строительство крупных инфраструктурных проектов, расширение взаимных инвестиций, сотрудничество в области развития информационных и телекоммуникационных технологий. Еще около 40 соглашений в энергетике, банковской сфере, транспорте, сельском хозяйстве и космических технологиях было подписано в октябре 2014 года в ходе визита премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна в Москву.

Но самым важным результатом как майского саммита, так и в целом контактов за год стало, бесспорно, заключение 30-летнего контракта на поставку 38 млрд. кубометров газа ежегодно (около 1 трлн. кубометров газа за все время действия договора) между российским «Газпромом» и китайской CNPC. Общая сумма контракта составляет около 400 млрд. долларов. Первые поставки по трубопроводу «Сила Сибири» должны начаться уже в 2018 году. Правда, не все эксперты одобряют разворот российских «газовых потоков» на восток. Бывший министр топлива и энергетики РФ Борис Немцов уже назвал эту сделку убыточной для нашей страны.

В том числе и потому, что с российской стороны для инфраструктурного строительства по этому проекту требуется порядка 55 млрд. долларов, которых у «Газпрома» не оказалось. А так как китайская сторона отказалась выплачивать предоплату в размере 25 млрд. долларов, то теперь российской газовой компании необходимо привлечение кредита. А с этим у отечественных компаний в последнее время, как известно, проблемы.

Тем не менее большинство экспертов видят в первую очередь позитивные последствия в наращивании экономического взаимодействия с Китаем. В частности, Москве соглашение с Пекином дает дополнительные рычаги влияния на европейских партнеров, которые открыто говорят о поиске альтернативных поставщиков энергоресурсов и снижении потребления российского газа и нефти.

Одним лишь «контрактом века» взаимодействие с КНР отнюдь не ограничивается. Принято решение о постройке совместного предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ), а независимый производитель газа «Новатэк» также подписал долгосрочный – на 20 лет – контракт с CNPC на поставку СПГ. Корпорация «Росатом» ведет переговоры о строительстве двух блоков АЭС в материковой части страны. В октябре был подписан меморандум о сотрудничестве Объединенной авиастроительной корпорации и китайской корпорации COMAC по программе строительства перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Также ряд китайских автопроизводителей планируют запустить свое производство на территории России.

Страны ищут пути налаживания тесного финансового взаимодействия. В частности, Николай Трошин отметил активный переход к использованию национальных валют – рубля и юаня – при проведении двусторонних сделок. «На самом деле это хорошо, что мы уходим от доллара, так как это позволяет уйти и от влияния тех, кто доллар печатает», – считает эксперт. А заместитель директора Российского центра исследований форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» Глеб Иващенко отметил важность поиска альтернативных резервных валют для международных экономических операций. Этот процесс был запущен еще на саммите БРИКС, прошедшем в июле этого года в бразильском городе Форталезе. И, по мнению эксперта, он должен только придать дополнительную устойчивость мировой денежной системе. «Хотя, конечно, Запад не стремится поддержать такую переориентацию, тем не менее АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион. – «НИ») развивается и все больше становится привлекательным экономическим партнером для России», – утверждает г-н Иващенко.

В ходе текущего геополитического кризиса в отношениях России с Западом нашей стране нужны если не прямые союзники, то хотя бы моральная поддержка, считает Максим Братерский. И Китай такую поддержку пусть и без громких заявлений, но оказывает. Это, по мнению экспертов, продемонстрировал и прошедший в ноябре саммит АТЭС в Пекине, где председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнуто дружески принимал российского лидера.

Китай как активно растущая и развивающаяся региональная держава также сталкивается с вызовами сложившей однополярной мировой системы и конкуренцией со стороны США в АТР, что приводит его к прямой заинтересованности в разрешении текущего кризиса между РФ и Западом. В зависимости от того, чем и когда завершится этот кризис, КНР намерена строить свою дальнейшую политику.

Глеб Иващенко считает, что широкий спектр позиций, по которым совпадают российско-китайские подходы, свидетельствует скорее о поддержке Пекином позиции Москвы. А вот Николай Трошин полагает, что Китай, наоборот, вряд ли можно считать активным союзником России на геополитической арене, поскольку он не захочет усугублять собственные проблемы в отношениях с США или Европой. В любом случае эксперты отмечают, что Поднебесная в настоящий момент очень аккуратно ведет свою внешнеполитическую линию, лавируя между пока так и не наладившими отношения Россией и Западом.

Что же касается нашей страны, то для нее существует риск при дальнейшем отдалении от Запада попасть в экономическую зависимость от Китая. Но, как сказал Николай Трошин, «в среднесрочной перспективе – 5–10 лет – взаимодействие с Китаем будет иметь позитивные последствия, в остальном же все зависит от того, насколько будет крепка наша экономика».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа