По словам главы этой компании Эндрю Ходжсона, подобные действия нанесли ущерб его бизнесу с учетом того, что для получения крупного контракта, касающегося подводных работ, иногда требуется три-четыре года. Ежегодно объем продаж SMD в России в среднем составлял 20 млн фунтов (31,5 млн долларов). Покупателями выступали ВМФ и нефтяные компании.
«Просто представьте, у вас работает 500 человек и 20% вашего бизнеса исчезают. Это 100 рабочих мест, — сказал он в интервью корпорации. — Мы приложили столько усилий для развития технологий. У нас было несколько крупных проектов, связанных с Россией, которые теперь оказались в подвешенном состоянии и просто остановились». Из-за потери российского рынка компания не сможет развиваться и расти так же активно, как в предыдущие годы, констатирует Ходжсон.
От антироссийских санкций, как сказал предприниматель, пострадали и другие компании, но не все готовы признать их негативный эффект. «Я не могу вслух их назвать, но я общался с некоторыми крупными игроками в нашей отрасли, которые производят другое оборудование, и это существенно отражается на их бизнесе», — добавил Ходжсон.
Последствия санкций для бизнеса в Шотландии
Под запрет в России попала и скумбрия из Шотландии в результате ответных мер российской стороны на западные санкции. Эта рыба многие годы поставлялась в СССР, а затем и в Россию. Как рассказал капитан рыболовецкой шхуны Алекс Уайзман, в какой-то момент российский рынок стал единственным для сбыта пойманной скумбрии, поэтому запрет РФ на импорт продуктов стал для рыбаков сильным ударом. В нынешнем году цены на скумбрию резко упали из-за перенасыщенности рынка. «Мы наблюдали за ситуацией, но очень трудно представить, что все происходящее может каким- то образом отразиться на тебе», — продолжал Уайзман.
По данным генерального менеджера рыбоперерабатывающего завода «Лунар фризинг» (Lunar Freezing) Синклера Бэнкса из шотландского города Питерхед, компания продавала примерно 16% продукции в Россию, а после введения санкций ей необходимо было найти другие рынки сбыта. Разыскать новых покупателей удалось в Юго-Восточной Азии, Нигерии, странах Западной Европы и Израиле. «Нам пришлось здорово постараться, чтобы пробиться» на эти рынки, подчеркнул Бэнкс.
Он считает, что торговля с Россией в будущем будет делом непростым, поскольку российские импортеры из-за санкций обратились к поставщикам из других стран. «Если санкции не снимут, вернуться на российский рынок будет сложно. Он начал работать с поставщиками с Фарерских островов, из Исландии и Гренландии», — сказал Бэнкс.
Дальнейшее ужесточение санкций не исключается
Госминистр в британском МИД по делам Европы Дэвид Лидингтон признает, что от санкций пострадали некоторые британские компании. «Несомненно, нам придется заплатить цену, и, как мне кажется, никто, начиная с премьер- министра, не утверждал обратное. (Санкции) сказываются и на немецких, французских, итальянских и американских компаниях», — констатировал дипломат.
Тем не менее он не исключил дальнейшего ужесточения санкций против России. «Санкционные меры могут быть и жестче — все зависит от того, что будет происходить в России и на Украине», — проинформировал Лидингтон.