Гражданская жена Осмаева Амина Окуева, которая еще с весны участвует в АТО, накануне опубликовала на своей странице в «Фейсбуке» фото, на котором они с мужем запечатлены в полевых условиях в камуфляже и с оружием.
На другом фото, тогда же помещенном на странице Окуевой, супруги запечатлены с бойцами Миротворческого батальона им. Джохара Дудаева, в том числе командиром формирования – бригадным генералом Чеченской Республики Ичкерия Исой Мунаевым, до прибытия на Украину жившим в эмиграции в Копенгагене. Сама Окуева, однако, воюет в батальоне «Киев-2». В какое из подразделений записался Осмаев, не уточняется.
18 ноября Приморский райсуд Одессы приговорил Осмаева к 2 годам 9 месяцам 14 дням колонии по обвинениям в незаконном обороте взрывчатых веществ, неосторожном уничтожении чужого имущества и подлоге документа. Поскольку подсудимый уже отбыл этот срок в СИЗО, его освободили в зале суда.
В мае депутаты Верховной рады обратились к тогдашнему и.о. генпрокурора Олегу Махницкому с просьбой пересмотреть результаты расследования дела Осмаева. В августе Генпрокуратур 1000 а отменила свое прежнее постановление о выдаче Осмаева России. 30 октября прокуратура отозвала обвинения в терроризме, которые ранее выдвигались против Осмаева.
4 февраля 2012 года спецслужбы России и Украины сообщали о задержании в Одессе преступников, находившихся в международном розыске. По версии следствия, экстремистскую группу из троих молодых людей (выходцев из Чечни Осмаева и Руслана Мадаева, а также уроженца Казахстана Ильи Пьянзина), организовавших конспиративную базу в одной из квартир Одессы, удалось выявить и обезвредить в январе – феврале 2012-го, после того как в жилище случайно сработала самодельная бомба.
Мадаев тогда погиб, а задержанный первым Пьянзин рассказал сотрудникам СБУ, что он и его подельники готовили взрывчатку для покушения на Путина и главу Чечни Рамзана Кадырова.
В марте 2012 года против Осмаева и Пьянзина возбудили дело по статье 2583 (создание террористической организации) и статьям 14, 258 УК Украины (подготовка теракта).
Весной 2012 года Россия попросила Украину выдать ей Осмаева и Пьянзина, однако защита обоих подозреваемых оспорила в судах решение украинской Генпрокуратуры об их выдаче. Хотя суды подтвердили законность экстрадиции обоих задержанных в Россию, адвокаты Осмаева успели подать заявление о незаконности его экстрадиции в ЕСПЧ.
Адвокаты Пьянзина сделать это не успели, и его в конце августа 2012 года доставили в Россию. В сентябре 2013 года Мосгорсуд приговорил его к 10 годам строгого режима.