Наконец, немаловажной причиной для отмены «Восточной политики» стало переосмысление немецкой элитой своего места в Европе. Ангела Меркель «руководствуется соображениями другой Германии – той, что намерена играть ведущую роль в Европе, а не просто быть кассиром для всех, - пишет российский политолог, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. - Эпоха, когда Германия держалась в тени, избегала политической роли и старалась, памятуя прошлое, быть приятной во всех отношениях, заканчивается. Сама ситуация в Европе толкает Берлин к лидирующей роли – других локомотивов просто нет. Франция утонула во внутренних проблемах, Великобритания отчаливает от Старого Света в непонятном направлении». И лидерства этого Берлин хочет добиться за счет нового варианта разыгрывания российской карты. «Германия пришла к выводу, что сегодня существует только один способ добиться внутри ЕС не только экономического, но и политического лидерства: возглавить антироссийский лагерь. Именно не пытаться его ослабить или ликвидировать, а возглавить. Все другие с учетом роли новых стран-членов и усиления влияния в Европе США обречены на провал. Поэтому антироссийский ход Меркель - это ее попытка встать во главе Евросоюза в политическом и геополитическом смысле», - говорит Дмитрий Суслов.
Убеждать эскалациейОднако проблема в том, что этот ход будет иметь негативные последствия не только для России, но и для Европы. На сегодняшний день Москва (как бы ее поведение не нравилось европейским политикам) является одним из крупнейших торговых партнеров Евросоюза, а экономика той же Германии ориентирована на экспорт. И не для того немецкие компании предпринимали такие усилия для выхода и, самое главное, закрепления на российском рынке чтобы теперь уходить из него и отдавать рынок китайцам.
Кроме того, Россия является важнейшим политическим игроком на европейском пространстве. И для ЕС важно само наличие этого игрока - оно позволяет Брюсселю уравновешивать влияние Соединенных Штатов. Если Россию удастся выдавить из Европы, то американцам будет гораздо проще влиять на европейскую политику или даже в какой-то степени контролировать ее.
Именно поэтому позиция Ангелы Меркель встречается в штыки не только рядом европейских стран, но и даже внутри правящей коалиции в Германии, некоторые члены которой не хотят идти по пути эскалации конфликта с Россией. «На встрече министров иностранных дел ЕС мне кто-то сказал: санкции работают хорошо, ущерб России стал видимым, теперь мы должны принять новые санкции, только так мы сможем сломить Россию». Я думаю, что это непонимание, и непонимание очень опасное», - говорит Франк-Вальтер Штайнмайер. К более осторожной политике в отношении России призывают и однопартийцы министра из Социал-Демократической партии Германии.
Возможно, в отношение плана Меркель было бы меньше критики если бы Москва сейчас вела себя агрессивно и деструктивно, однако этого не происходит. Более того, многие политологи признают, что Россия изначально не была настроена на конфликт с Евросоюзом и никогда не стремилась к нему. Она долгое время вообще не реагировала должным образом на наступательные действия ЕС в странах Восточной Европы и Южного Кавказа: молча приняла первый Майдан на Украине, промолчала и во время «революции Роз», отдала Европе политическое пространство Молдавии, стоически реагировала на все скандальные заявления лидеров прибалтийских государств. И огрызнулась лишь тогда, когда Евросоюз начал совсем играть не по правилам и привел к власти на Украине откровенно антироссийские силы. А сейчас, когда Россия выполнила свои задачи и обозначила Западу красные линии в его политике, она, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, не собирается «стрелять себе в ногу» и усиливать конфронтацию. Наоборот, Кремль хотел бы провести перезагрузку и выработать некие новые правила игры в Европе, новую систему безопасности. Эта система должна обозначить за Россией право на собственную сферу влияния (где ее интересы будут хотя бы не доминировать, а уважаться со стороны стран ЕС) и предотвратить появление конфликтов, аналогичных украинскому.
Если же Меркель продолжит отказываться от сотрудничества , то России в этой ситуации не остается ничего, кроме как идти на эскалацию конфликта. И не ради войны, а ради мира. «Нынешний подход Запада, в том числе ФРГ, строится на презумпции, что они могут сломать Москву, сочетая экономические и политические меры воздействия, не сталкиваясь при этом с серьезными вызовами для своей безопасности. Эту презумпцию надо разрушить, - пишет Дмитрий Суслов. - Только возвращение в Европу страха новой большой войны, страха ядерного апокалипсиса способно заставить ее и Запад в целом отказаться от цели заставить Россию капитулировать, пойти с ней на переговоры и договориться о новых правилах игры».