Нестеренко отметила, что эти инструменты разрабатываются, чтобы снизить риски неисполнения текущих обязательств в следующем году.
Напомним, что государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. Российская экономика образца 1990-х хронически страдала от дефицита бюджета – он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство и создало рынок ГКО.
Он, по сути, представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы, спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции. Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом 1998-го года достигала 140% годовых.
Сегодня глава Минфина «продолжил тему». Новые ГКО будут представлять собой облигации федерального займа, но с более коротким сроком размещения, пояснил в Совете Федерации глава ведомства Антон Силуанов.
Это, конечно, не ГКО в том понимании, которое было тогда. Это будут те же самые облигации федерального займа, но просто на более короткий период. Это то, что будет востребовано рынком, - сказал министр.
Силуанов отметил, что Минфин планирует выпускать инструменты, которые более интересны приобретателям бумаг. Сейчас инвесторы не хотят вкладывать в длинные бумаги, 15-30-летние бумаги. Все хотят иметь достаточно хорошую бумагу, - пояснил он. Позже идею поддержали в Центробанке.
«Использование ГКО в качестве инструмента управления краткосрочными средствами создаст предпосылки для более эффективного управления Федеральным казначейством остатками средств на своих счетах, что при прочих равных может помочь снизить влияние неравномерности влияния бюджетных потоков на банковскую ликвидность», - заявила пресс-служба регулятора.
Противником возрождения ГКО стало Министерство экономического развития. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что считает нецелесообразным возвращение механизма ГКО, и попросил не пугать этим российских предпринимателей.
«Постоянные новеллы какие-то – это совершенно лишнее. Нет спроса на эти новеллы, и зачем мы нервируем только сообщество деловое, я не понимаю», - сказал глава экономического ведомства.
Но новеллы, судя по всему, имеют шанс воплотиться в жизнь. «Использование государственных краткосрочных облигаций в качестве одного из инструментов управления краткосрочной ликвидностью создаст предпосылки для более эффективного мониторинга Федеральных казначейских средств. Другими словами, речь идет о восстановлении стратегического процесса заимствования финансовых ресурсов на внутреннем рынке», - объяснил «Эксперту Online» руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. По словам аналитика «ИнстаФорекс» Антона Фомина, Заявление Силуанова - это намерение властей ввести ввести новый инструмент для хоть какой-то поддержки ликвидности на финансовом рынке. «Сейчас из-за ультражесткой политики ЦБ, дефицит рублевой ликвидности только на денежном рынке достигает 4 трлн. рублей, общий дефицит превышает 7 трлн. рублей. Поэтому Правительство и обдумывает подобные механизмы», - говорит Фомин. При этом эксперты считают, что возрождение ГКО само по себе совершенно не означает повторения кризиса 1998 года. «Почти 20 лет назад процесс выпуск новых ГКО был поставлен на поток, ведь каждая новая серия шла на покрытие предыдущих вместе с накопившимися процентами. Сегодня же ситуация совершенно иная. При всей скромности, текущие российские резервные фонды в десятки раз превосходят те ничтожные показатели, которые имели место быть в 1998 году. Кроме того, сегодня мы не имеем и такой высокой долговой нагрузки. Выпуск ГКО это нормальная практика, особенно тогда, когда государству требуются средства для сохранения стабильности в условиях возросших геополитических рисков. Новые ГКO будут выпускаться не более 2-3 в год и предполагать заимствование гораздо более скромных объемов средств, чем в далекие 90-е», - подчеркивает Деев.
Фомин же предупреждает: «Чтобы новый вариант ГКО не повторил опыт печально известного варианта 1998 года, этот инструмент должен быть с определенными ограничениями, скажем должны быть ограничения по возможным спекуляциям. В противном случае, вполне вероятно, что доходности по новым ГКО будут, как минимум, двухзначными и для финансовой системы этот инструмент будет создавать существенные риски».